Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100




Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ

реферат на тему: Культура XIV-XV веков

скачать реферат

регламентировалось. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦г) Изго-¦ Свечи на Руси были известны еще в ¦ ¦ ¦товление¦Xв. В Новгороде в слоях X-XVв. найдено ¦ ¦ ¦свечей ¦много разных свечей (диаметром от 8-10 ¦ ¦ ¦ ¦до 25мм). На Руси свечи делали исклю- ¦ ¦ ¦ ¦чительно из воска и их не отливали,а ¦ ¦ ¦ ¦скручивали. Фитиль плотно обматывали ¦ ¦ ¦ ¦по спирали размягченной полоской вос- ¦ ¦ ¦ ¦ка. После скручивания свечи окунали в ¦ ¦ ¦ ¦жидкий воск, который заполнял стыки, ¦ ¦ ¦ ¦полосы и неровности поверхности. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦7.Одежда¦а)Княжес¦ Она изменялась. Вышел из употребле- ¦ ¦ ¦кая и ¦ния плащ-корзно. ¦ ¦ ¦боярская¦ Летопись 1412г. упоминает терлик-уз- ¦ ¦ ¦ ¦кий кафтан. Ценнейшее изображение ¦ ¦ ¦ ¦одежды времен удельнойРуси дошло до ¦ ¦ ¦ ¦нас на известной иконе 1467г. "Молящи- ¦ ¦ ¦ ¦еся новгородцы". Ее сюжет обусловливал ¦ ¦ ¦ ¦всю бытовую точность. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦б) Горо-¦ Об одежде горожан до последних лет ¦ ¦ ¦жан ¦нельзя было ничего сказать. Но Новго- ¦ ¦ ¦ ¦родские раскопки дали довольно обиль- ¦ ¦ ¦ ¦ный материал: есть много тканей, обу- ¦ ¦ ¦ ¦ви,шляпы, женские украшения. Берлинс- ¦ ¦ ¦ ¦кие грамоты тоже имели значение для ¦ ¦ ¦ ¦этой темы. В грамоте N141 (XIIIв.) пе- ¦ ¦ ¦ ¦речислена одежда, которую Гришка и ¦ ¦ ¦ ¦Коста заложили у ростовщика Сидорова: ¦ ¦ ¦ ¦кожу, свиту, шапку, сапоги, тоболы, ¦ ¦ ¦ ¦сороцицу. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦8. Пища ¦а)Мучная¦ В XIII-XVв. все те же 4 хлебных зна- ¦ ¦ ¦- хлеб ¦ка: рожь, пшеница, ячмень, просо - ¦ ¦ ¦ ¦по-прежнему упоминаются летописцами. ¦ ¦ ¦ ¦Формы и размер его были постоянными ¦ ¦ ¦ ¦величинами. Это видно из того, что в ¦ ¦ ¦ ¦числе платежей документы неоднократно ¦ ¦ ¦ ¦называют хлеб счетом, а не весом. Нап- ¦ ¦ ¦ ¦ример, в Новгородской вечевой грамоте ¦ ¦ ¦ ¦с 1411г. говорится:"...давати им по- ¦ ¦ ¦ ¦ралье посадницы и тысяцкого по старым ¦ ¦ ¦ ¦грамотам; по сороку бел, да по четыре ¦ ¦ ¦ ¦сева муки, по десяти хлебов". ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦- пряни-¦ В Новгороде при раскопках неоднок- ¦ ¦ ¦ки ¦ратно встречаются деревянные пряничные ¦ ¦ ¦ ¦формы, покрытые различными узорами. ¦ ¦ ¦ ¦Пряники, несомненно пекли на меду. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦б)Прянос¦ На Руси пряности считались сокрови- ¦ ¦ ¦ти и при¦щем, особенно перец.Среднерусские куп- ¦ ¦ ¦правы: ¦цы в Новгороде платили пошлины сереб- ¦ ¦ ¦- перец ¦ром и перцем. В уставной грамоте церк- ¦ ¦ ¦ ¦ви Ив. на Опоках говорится:"А у гостя ¦ ¦ ¦ ¦имати: у низовского от дву бержовеск ¦ ¦ ¦ ¦вощатых полгривна сребра да гривенка ¦ ¦ ¦ ¦перцу". ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦- соль ¦ Соль - важнейшая приправа пищи. В ¦ ¦ ¦ ¦этом убеждает огромный размах древне- ¦ ¦ ¦ ¦русского солеварения, ставшим важней- ¦ ¦ ¦ ¦шим из промыслов. Документы времен ¦ ¦ ¦ ¦удельной Руси говорят о солеварении ¦ ¦ ¦ ¦много раз. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в)Молоч-¦ Молочные продукты часто упоминаются ¦ ¦ ¦ные про ¦в Новгородских писцовых книгах конца ¦ ¦ ¦дукты: ¦XVв. В Новгородской берестовой грамоте ¦ ¦ ¦- масло ¦N220 (XIIIв.) упомянуты "два горшка ¦ ¦ ¦ ¦масла". ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦- сыр ¦ Наличие сыроварения можно доказать ¦ ¦ ¦ ¦известиями доказательств о сырах, при- ¦ ¦ ¦ ¦нимаемых по счету, следовательно, ¦ ¦ ¦ ¦твердых. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦г)Мясная¦ Она лучше всего изучена археологами. ¦ ¦ ¦пища: ¦Из наиденных костей животных в XIII- ¦ ¦ ¦- живот-¦XVв. в Новгороде и Москве преобладание ¦ ¦ ¦ная пища¦всегда отдавалось корове, на втором ¦ ¦ ¦ ¦месте- свинья, на третьем- овца. Слово ¦ ¦ ¦ ¦"мясо" издревне означало прежде всего ¦ ¦ ¦ ¦говядину. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦- птице-¦ Очень мало известий о древнерусском ¦ ¦ ¦продукты¦птицеводстве, но в Новгородских
Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ




книгах ¦ ¦ ¦ ¦конца XVв. куры и яйца часто упомина- ¦ ¦ ¦ ¦ются в составе оброка. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦- рыба ¦ Рыболовство по своему продовольст- ¦ ¦ ¦ ¦венному значению превосходит охоту и ¦ ¦ ¦ ¦уступает скотоводству. При раскопках ¦ ¦ ¦ ¦первое место по числу костей занимает ¦ ¦ ¦ ¦судак (они были гораздо крупнее совре- ¦ ¦ ¦ ¦менных), второе место- лещ, затем щу- ¦ ¦ ¦ ¦ка, окунь, сом, осетр, сиг. Редко ¦ ¦ ¦ ¦встречается плотва, карась, ерш. От- ¦ ¦ ¦ ¦сутствует лосось, хотя и неоднократно ¦ ¦ ¦ ¦упоминается в берестовых Новгородских ¦ ¦ ¦ ¦грамотах. Волховский сиг славился до ¦ ¦ ¦ ¦XX-в. В Новгородской берестовой грамо- ¦ ¦ ¦ ¦те N259 (рубеж XIV-XVв.) сказа- ¦ ¦ ¦ ¦но:"...послали есьм к тебе ведероко ¦ ¦ ¦ ¦осетрине". Осетры всегда высоко цени- ¦ ¦ ¦ ¦лись. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦9.Напит ¦а) Мед ¦ Основным напитком был мед. ¦ ¦ ки. ¦ ¦ Церковное поучение в Коршчей XI- ¦ ¦ ¦ ¦IIв.,устанавливает распределение мяс- ¦ ¦ ¦ ¦ной, рыбной и растительной пищи по ¦ ¦ ¦ ¦постным дням, из напитков упоминают ¦ ¦ ¦ ¦только мед. Вообще мед был необходимой ¦ ¦ ¦ ¦принадлежностью всякого другого русс- ¦ ¦ ¦ ¦кого пира. Его различали по сортам. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦б) Пиво ¦ Если ххх. Оно было 2 по значению на- ¦ ¦ ¦ ¦питка. Летопись под 1378г. говорит о ¦ ¦ ¦ ¦войске за р.Пьяного:"...а где наяхаша ¦ ¦ ¦ ¦в зажитии мед и пиво, испиваху допьяна ¦ ¦ ¦ ¦без меры, и ездять пьяни по истине за ¦ ¦ ¦ ¦Пьяного пьяни". (Новгородская IV лето- ¦ ¦ ¦ ¦пись). При изготовлении пива применя- ¦ ¦ ¦ ¦ется солод, следовательно, этот напи- ¦ ¦ ¦ ¦ток имел приблизительно современный ¦ ¦ ¦ ¦характер. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦III.Уст-¦1.Песни ¦а)Истори¦ Утверждение народного творчества ¦ное наро¦ ¦ческие ¦XIV-XVв.в. восстанавливается лишь час- ¦дное тво¦ ¦ ¦тично на основании позднейших записей ¦рчество.¦ ¦ ¦фольклора и следов его,сохранившихся в ¦ ¦ ¦ ¦некоторых памятниках письменности того ¦ ¦ ¦ ¦времени. ¦ ¦ ¦ ¦ - в этот период сложился и оформился ¦ ¦ ¦ ¦жанр исторической песни, отразившей ¦ ¦ ¦ ¦народное восприятие и народную оценку ¦ ¦ ¦ ¦исторических событий и явлений. Сложе- ¦ ¦ ¦ ¦нием их является результатом художест- ¦ ¦ ¦ ¦венного вымысла, но зато в них переда- ¦ ¦ ¦ ¦ется отношение народа к определенным ¦ ¦ ¦ ¦явлениям в истории. Они проникнуты ¦ ¦ ¦ ¦глубочайшей верой в справедливость ¦ ¦ ¦ ¦поступков и действий их героев, в то, ¦ ¦ ¦ ¦что правда на стороне народа. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2.Темы ¦а)Борьба¦ Одна из главных тем устного народно- ¦ ¦устного ¦против ¦го творчества - борьба против монго- ¦ ¦народно ¦монголо-¦ло-татарского нашествия и ига. Вокруг ¦ ¦го твор ¦татарско¦событий этой борьбы сложились целые ¦ ¦чества. ¦го нашес¦циклы устных народных поэтических про- ¦ ¦ ¦твия и ¦изведений. Среди них: ¦ ¦ ¦ига ¦ - сказания о битве на Каике; ¦ ¦ ¦ ¦ - о разорении Рязани Батыем и рязанс- ¦ ¦ ¦ ¦ком богатыре Евпатии Коловрате; ¦ ¦ ¦ ¦ - о подвигах Меркурия Смоленского; ¦ ¦ ¦ ¦ - о Невской битве и Ледовом побоище, ¦ ¦ ¦ ¦вошедшее в переработанном виде в лите- ¦ ¦ ¦ ¦ратурные произведения XIV-XVв. ¦ ¦ ¦ ¦ Исторические песни, посвященные вре- ¦ ¦ ¦ ¦мени монголо-татарского ига ("Князь ¦ ¦ ¦-Авдотья¦Роман и Мария Юрьевна", "Авдотья -Ря- ¦ ¦ ¦Рязаноч-¦заночка", "Девушка спасается от та- ¦ ¦ ¦ка ¦тар", "Мать встречает дочь в татарском ¦ ¦ ¦ ¦плену"...), раскрывают в поэтической ¦ ¦ ¦ ¦форме глубогий драматизм положения на- ¦ ¦ ¦ ¦рода в условиях опустошительных напа- ¦ ¦ ¦ ¦дений сильных и жестоких врагов, бла- ¦ ¦ ¦ ¦городное мужество простых людей, отс- ¦ ¦ ¦ ¦таивающих свою честь и свободу.

скачать реферат
1 2 3 4 5 6 ...    последняя

Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ

Внимание! Студенческий отдых и мегатусовка после сессии!


Обратная связь.

IsraLux отзывы Израиль отзывы