Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100




Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ

реферат на тему: Лейбниц

скачать реферат

Лейбниц- философ XVII в., давшего миру как великих основате- лей механико-математического знания, так и созидателей метафизи- ческих систем. Лейбница причисляют и к первым, и ко вторым, т. е. к философам. Он- математик и физик, правовед и историограф, ар- хеолог и лингвист, экономист и политик. Готфрид Вильгельм Лейбниц родился 21 июня (1 июля) 1646 года. В 1661 году после нескольких лет самообразования он поступил на юридический факультет Лейпцигского университета. Потом служил при дворе майнцского курфюрста. В 1672 году был послан в Париж, где провел 4 года и где ему удалось лично завязать контакты со многи- ми видными учеными и философами. Затем с 1676 года и до конца жизни Лейбниц в течение сорока лет находился на службе при Браун-Люнебургском герцогском дворе. Но в его жизни было и нема- ло безрадостного. Окруженный недоверием, презрением и недоброй славой полуатеиста, великий философ и ученый доживал последние годы, оказываясь иногда без жалования и терпя крайнюю нужду. Для англичан он был ненавистен как противник Ньютона в спорах о науч- ном приоритете, для немцев он был чужд и опасен как человек, пе- ретолковывающий все общепринятое по-своему. Горьким был и личный итог жизни и деятельности Лейбница: непонятый и презираемый, при- тесняемый и гонимый невежественной придворной кликой, он пережил крушение лучших своих надежд. Пренебрежение и вражда власть иму- щих и церковников к великому мыслителю преследовали его и после смерти. Ныне всеми признано, что Лейбницу были свойственны исключи- тельно широкий кругозор и диапазон деятельности, одновременное усмотрение разнообразных связей разбираемых им проблем и целеус- тремленное исследование внутреннего их существа. Лейбниц обладал поразительной сжатостью и точностью стиля, творческой энергией и умением подметить самые различные следствия, вытекающие из выдви- нутых им положений. Главными изложениями философии Лейбница по праву считаются две книги: "Новые опыты о человеческом разуме" и "Теодицея". В первой работе Лейбниц дает не очень систематическое, но весьма содержательное изложение собственных взглядов по многим вопросам теории познания. Вторая книга снабжена подзаголовком "Рассужде- ние о благости божией, свободе человеческой и начале зла". Свобо- да и необходимость в мышлении и поведении разумных существ, гра- ницы приложения их воли и диалектика добра и зла - вот те вопро- сы, которые Лейбниц рассмотрел в "Теодицее". Резюмирующий харак- тер присущ также его поздним сочинениям: "Критика основоположе- ний отца Мальбранша" (1711) и "Монадология" (1714). Переписка Лейбница чрезвычайно обширна: он оставил после себя более 15300 писем к тысяче адресатов на французском, немецком и латинском языках. Учение Лейбница многопланово, и верно оценить его можно, только проследив его аспекты по отдельности. Один из них- взаимо- действие категорий единого и многого, переходящее в диалектику сущности и явления. Историко-философские предпосылки его философии - это прежде всего те противоречия и трудности, которые обнаружились в двух других великих системах века - Декарта и Спинозы. Этим двум кар- тинам мира Лейбниц противопоставил свою. Лейбниц видел, что Спинозе не удалось преодолеть дуализм Де- карта: раскол мира на две субстанции - телесно-протяженную и мыс- ляще-духовную - сменился его раздвоением на классы модусов двух атрибутов - протяжения и мышления. А в то же время спинозовский субстанциональный монизм не оставлял места реальному многообра- зию модусов: да,
Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ




они многообразны, но источник этого - в непонят- ном произволе или капризе самовыражения атрибутов. Подобное прои- зошло у Спинозы и с понятием свободы: мудрая формула свободы как познанной необходимости оказалась стиснутой железными рамками субстанции. Значит, задача состояла в том, чтобы бесконечное многообра- зие действительности объяснить из содержания самой ее субстанцио- нальной основы - единой, но в то же время многоразличной. Мно- гообразие мира - не иллюзия, а реальное проявление структуры са- мой ее сущности. Сущность не только выражает себя в множестве яв- лений, но разнообразна внутри собственного единства. Лейбниц стремится заменить разрыв мира на две субстанции раз- граничением его сущности и явления, что, с одной стороны, не пов- реждало бы живую ткань глубинного единства мира и, с другой - объясняло бы, каким образом плюрализм явлений вырастает из мониз- ма сущностей. Проблема соотношения сущности и явления была унас- ледована от Лейбница Кантом и через него немецким идеализмом пер- вой трети XIX в., а решение ее Лейбницем, состоявшее в том, что сам сущностный мир множествен, оставаясь в то же время единым и потому образуя бесконечную систему, по своему диалектическому глубокомыслию превосходило многие решения, выдвинутые впослед- ствии. Оно позволило несколько иначе подойти и к проблеме свобо- ды. Декартова картина мира также вызывала у Лейбница неудовлетво- ренность. Если Лейбниц был согласен с Декартом, что мир не содер- жит в себе "перерывов" в виде Ньютоновой пустоты, то он не мог принять взаиморазобщенность материи и духа, свойственную физике и метафизике Декарта: там, где, по Декарту, господствует телесная субстанция, налицо пассивные протяжения и нет места для внутрен- ней, а тем более для духовной активности; там же, где Декарт пос- тулировал мыслящую субстанцию, дух оказывается в самоизоляции и в нем нет ступеней развития от бессознательного ко все более созна- тельному. Итак, в философской картине мира должны найти себе подобающее место не только пространственные протяжения, но и силы, пронизы- вающие ткань Вселенной в физической картине мира. Роль, отводи- мая силам Ньютоном, недостаточна, и она нуждается в философском обосновании и развитии. Декарт не дал его вообще, а Спиноза обос- новал нечто противоположное - не активность модусов, а их пассив- ную зависимость от неизменной субстанции. В противоположность Декарту и Спинозе Лейбниц определяет мес- то сил не в явлениях мира, а в самой его сущности. Они заполняют ее всю, они и есть сама сущность. В явлениях силы обнаруживают свои действия, но здесь видимы не сами силы, а последствия их ак- тивности; в области сущностей эта активность кипит беспрестанно, но она невидима, так как "прикрыта" чувственными явлениями. Пос- кольку силы не чувственны, то они - и здесь Лейбниц заключает ошибочно - не материальны. Но в то же время они бессознательны, то есть еще не обладают сознанием. Так они соединяют в себе то, что было разъединено Декартом,- духовность и бессознательность. Но еще более важно то, что Лейбницем восстанавливается единство мира и притом сразу как бы в двух измерениях: с одной стороны, в отношении сущности, а с другой стороны, в соотношении сфер сущностей и явлений. В итоге вырисовывается такая картина мира: сущности просты, то есть неделимы, а значит, непротяженны; явления сложны, делимы, протяженны. Сущности - это энергия как сублимация духа и дух как источник и высшее развитие энергии; явления - это чувственные об- наружения

скачать реферат
1 2 3 4

Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ

Внимание! Студенческий отдых и мегатусовка после сессии!


Обратная связь.

IsraLux отзывы Израиль отзывы