Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100




Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ

реферат на тему: Лейбниц

скачать реферат

духовной энергии и то, что в чувствительности высту- пает под именем материальных, геометрических, кинематических и физико-динамических характеристик. Всякий дух есть сила, а вся- кая сила есть субстанция. Поэтому, сколько сил, столько сущес- твует и субстанций. В этой философии мир оказывается именно системой субстан- ций-сил, ибо единство и неисчерпаемое многообразие сущностей и явлений может обрести свой синтез только в понятиях всепронизы- вающей организованности, упорядоченной структурности. Сил-суб- станций как центров сосредоточения колоссальных энергий бесконеч- но много, ибо ограниченность их количества, а тем более един- ственность не могли бы обеспечить безграничной неисчерпаемости явлений. Абсолютная противоположность субстанций-сил друг другу разрушила бы единство мира. Выход из положения в том, чтобы най- ти такую характеристику и структуру отношений между субстанциями, которые объясняли бы поразительную взаимосогласованность и упоря- доченность их действий. Необходимо охарактеризовать и высший принцип единства мира, превращающий какафонию независимых друг от друга субстанций в стройный, гармоничный хор. Лейбниц стал искать решение этих проб- лем в представлении об изначальной, то есть предустановленной, гармонии мира и понятии бога, завершающем собой восходящий ряд субстанций. Мотив великого синтеза проникает через всю систему Лейбница. За полтора столетия до Гегеля он рассматривал историю прошлой фи- лософии не как скопление ошибок и заблуждений, а как источник ве- ликих уроков и догадок. Другим учителем для новой системы была современная наука: ее открытия стояли у истоков монадологии Лей- бница.

a -- !ТЕОРИЯ МОНАДa -- По мысли Лейбница, из одной-единственной субстанции неповто- римое многообразие вещей и качеств бесконечной Вселенной произой- ти не может, так что принцип качественного многообразия должен быть введен в саму субстанцию. Философ был прав, считая, что в самой природе бытия должна быть налицо многокачественность. Но это выступление против монизма Спинозы нельзя оценить однозначно. Лейбниц был прав, критикуя Спинозу за то, что его учение о свой- ствах субстанции не только не дает возможности осуществить обос- нованный переход к неисчерпаемому многообразию мира модусов, но даже препятствует ему, но Лейбниц был не прав, полагая, что тако- му выведению препятствует то, что Спиноза исходит из понятия од- ной субстанции. Утверждая, что субстанций бесконечно много, Лейбниц смешивал две различные проблемы - философского и естественнонаучного мно- гообразия вещей. Отсюда ошибочность его требования, чтобы сущес- твовало беспредельное множество субстанций. Правда, он достигает единства и упорядоченности субстанций, утверждая наличие среди них строгой и всеобъемлющей иерархии, так что они составляют сис- тему. Поскольку между субстанциями Лейбница имеется качественное родство, они составляют своего рода семейство. Здесь мы обнаружи- ваем диалектику единства и многообразия реального мира, но эта диалектика в данном случае достигается дорогой ценой - ценой идеализма, поскольку все субстанции роднит между собой общая их духовная природа. Поэтому различия между субстанциями оказываются не простран- ственно-временными и механически-количественными, а духовно-пси- хическими и органически-качественными. Метод Лейбница распростра- няет индивидуализацию и автономность по всему миру, до самых от- даленных его уголков. Подобно различным человеческим личностям, субстанции индивидуальны
Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ




и неповторимы, каждая из них обладает своеобразием, на свой манер изменяется и развивается, хотя разви- тие их всех происходит в конечном счете в едином направлении. При всей своей индивидуальности субстанции родственны друг другу не только в том, что все они духовны, но и в том, что они вечны и "просты", т. е. неделимы. В этом смысле, а также в том, что пространственные различия для них вообще не существенны, они представляют собой "точки" - точки не математические или физичес- кие, а "метафизические". Физические "точки", по Лейбницу, в принципе всегда сложны, то есть реально и познаваемо расчленимы, делимы на их составляющие, так что в телесной природе не существует никаких окончательных, далее не делимых элементов. Точки математические суть абстракции, а не реальность. Лейбниц не только характеризует субстанции, ссылаясь на дан- ные микроскопии как "живые точки", но и считает их своего рода метафизическими дифференциалами, некими бесконечными малыми сущ- ностями. При строгом употреблении всех этих терминов возникает логический тупик, так как конечная бесконечность невозможна, как и любое ей аналогичное понятие. Но при иносказательном употребле- нии нет более подходящего обозначения для субстанции. Им не свой- ственна протяженность, но и в этом смысле они суть точки, то есть как бы пространственные "ничто", но, будучи субстанциями, они полны содержания и неисчерпаемы. Будучи метафизическими точками или "живыми нулями", субстан- ции Лейбница с не меньшим правом могут называться и метафизичес- кими индивидуальностями, то есть Aмонадами (от греч. monas - еде- ница), как философ стал называть их с 1696 г. Монады не возникают, ибо возникновение субстанций из ничего было бы чудом, а телесное возникновение как соединение ранее су- ществовавших частей не присуще субстанциям. Они и не гибнут, ибо погибать могут только сложные тела, распадаясь на свои составные элементы. Субстанция не может умереть, то есть монады "бессмер- тны" и в этом подобны духам. В чем состоит жизнь монад? Всякая жизнь есть деятельность, и субстанции не могут бездействовать, с другой стороны, только суб- станции могут обладать деятельностью. Монадам чужда пассивность, они чрезвычайно активны, и можно сказать, что именно активное стремление составляет их сущность. Каждая из них есть постоянный и беспрерывный поток перемен, в котором изменение реальности и развития совпадают. Монады - это силы, и поскольку они духовны, а в то же время суть "точки", то они представляют собой центры сос- редоточения сил разнокачественных, но всегда идеальных. Принцип активного стремления у Лейбница распространен на всю природу - в этом его естественнонаучное значение. Идеалистическое понимание Лейбницем вопроса о субстратности монад неизбежно сказалось и на трактовке их динамизма. Сущнос- тные силы - это силы "первичные", вечные, всегда живущие в своих действиях, неповторимые и соединяющие в себе способность к изме- нению и тенденцию к актуализации. Актуализация устремлена из идеально-духовного в материальное: духовные силы порождают духов- ное движение, которое обнаруживает себя затем как движение мате- риальное, и уже отсюда далее проистекает протяженность и струк- турность физических процессов. Монады суть "точки" в том, в час- тности, смысле, что они суть сосредоточения неделимых вследствие своей духовности сил, которые нельзя ни раздробить, ни размно- жить. Делимо пространство и повторимы его фрагменты, а монады не- делимы не только вследствие своего точечного

скачать реферат
1 2 3 4

Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ

Внимание! Студенческий отдых и мегатусовка после сессии!


Обратная связь.

IsraLux отзывы Израиль отзывы