духовной энергии и то, что в чувствительности высту-
пает под именем материальных, геометрических, кинематических и
физико-динамических характеристик. Всякий дух есть сила, а вся-
кая сила есть субстанция. Поэтому, сколько сил, столько сущес-
твует и субстанций.
В этой философии мир оказывается именно системой субстан-
ций-сил, ибо единство и неисчерпаемое многообразие сущностей и
явлений может обрести свой синтез только в понятиях всепронизы-
вающей организованности, упорядоченной структурности. Сил-суб-
станций как центров сосредоточения колоссальных энергий бесконеч-
но много, ибо ограниченность их количества, а тем более един-
ственность не могли бы обеспечить безграничной неисчерпаемости
явлений. Абсолютная противоположность субстанций-сил друг другу
разрушила бы единство мира. Выход из положения в том, чтобы най-
ти такую характеристику и структуру отношений между субстанциями,
которые объясняли бы поразительную взаимосогласованность и упоря-
доченность их действий.
Необходимо охарактеризовать и высший принцип единства мира,
превращающий какафонию независимых друг от друга субстанций в
стройный, гармоничный хор. Лейбниц стал искать решение этих проб-
лем в представлении об изначальной, то есть предустановленной,
гармонии мира и понятии бога, завершающем собой восходящий ряд
субстанций.
Мотив великого синтеза проникает через всю систему Лейбница.
За полтора столетия до Гегеля он рассматривал историю прошлой фи-
лософии не как скопление ошибок и заблуждений, а как источник ве-
ликих уроков и догадок. Другим учителем для новой системы была
современная наука: ее открытия стояли у истоков монадологии Лей-
бница.
a -- !ТЕОРИЯ МОНАД a --
По мысли Лейбница, из одной-единственной субстанции неповто-
римое многообразие вещей и качеств бесконечной Вселенной произой-
ти не может, так что принцип качественного многообразия должен
быть введен в саму субстанцию. Философ был прав, считая, что в
самой природе бытия должна быть налицо многокачественность. Но
это выступление против монизма Спинозы нельзя оценить однозначно.
Лейбниц был прав, критикуя Спинозу за то, что его учение о свой-
ствах субстанции не только не дает возможности осуществить обос-
нованный переход к неисчерпаемому многообразию мира модусов, но
даже препятствует ему, но Лейбниц был не прав, полагая, что тако-
му выведению препятствует то, что Спиноза исходит из понятия од-
ной субстанции.
Утверждая, что субстанций бесконечно много, Лейбниц смешивал
две различные проблемы - философского и естественнонаучного мно-
гообразия вещей. Отсюда ошибочность его требования, чтобы сущес-
твовало беспредельное множество субстанций. Правда, он достигает
единства и упорядоченности субстанций, утверждая наличие среди
них строгой и всеобъемлющей иерархии, так что они составляют сис-
тему. Поскольку между субстанциями Лейбница имеется качественное
родство, они составляют своего рода семейство. Здесь мы обнаружи-
ваем диалектику единства и многообразия реального мира, но эта
диалектика в данном случае достигается дорогой ценой - ценой
идеализма, поскольку все субстанции роднит между собой общая их
духовная природа.
Поэтому различия между субстанциями оказываются не простран-
ственно-временными и механически-количественными, а духовно-пси-
хическими и органически-качественными. Метод Лейбница распростра-
няет индивидуализацию и автономность по всему миру, до самых от-
даленных его уголков. Подобно различным человеческим личностям,
субстанции индивидуальны
Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ
и неповторимы, каждая из них обладает
своеобразием, на свой манер изменяется и развивается, хотя разви-
тие их всех происходит в конечном счете в едином направлении.
При всей своей индивидуальности субстанции родственны друг
другу не только в том, что все они духовны, но и в том, что они
вечны и "просты", т. е. неделимы. В этом смысле, а также в том,
что пространственные различия для них вообще не существенны, они
представляют собой "точки" - точки не математические или физичес-
кие, а "метафизические".
Физические "точки", по Лейбницу, в принципе всегда сложны, то
есть реально и познаваемо расчленимы, делимы на их составляющие,
так что в телесной природе не существует никаких окончательных,
далее не делимых элементов. Точки математические суть абстракции,
а не реальность.
Лейбниц не только характеризует субстанции, ссылаясь на дан-
ные микроскопии как "живые точки", но и считает их своего рода
метафизическими дифференциалами, некими бесконечными малыми сущ-
ностями. При строгом употреблении всех этих терминов возникает
логический тупик, так как конечная бесконечность невозможна, как
и любое ей аналогичное понятие. Но при иносказательном употребле-
нии нет более подходящего обозначения для субстанции. Им не свой-
ственна протяженность, но и в этом смысле они суть точки, то есть
как бы пространственные "ничто", но, будучи субстанциями, они
полны содержания и неисчерпаемы.
Будучи метафизическими точками или "живыми нулями", субстан-
ции Лейбница с не меньшим правом могут называться и метафизичес-
кими индивидуальностями, то есть Aмонадами (от греч. monas - еде-
ница), как философ стал называть их с 1696 г.
Монады не возникают, ибо возникновение субстанций из ничего
было бы чудом, а телесное возникновение как соединение ранее су-
ществовавших частей не присуще субстанциям. Они и не гибнут, ибо
погибать могут только сложные тела, распадаясь на свои составные
элементы. Субстанция не может умереть, то есть монады "бессмер-
тны" и в этом подобны духам.
В чем состоит жизнь монад? Всякая жизнь есть деятельность, и
субстанции не могут бездействовать, с другой стороны, только суб-
станции могут обладать деятельностью. Монадам чужда пассивность,
они чрезвычайно активны, и можно сказать, что именно активное
стремление составляет их сущность. Каждая из них есть постоянный
и беспрерывный поток перемен, в котором изменение реальности и
развития совпадают. Монады - это силы, и поскольку они духовны, а
в то же время суть "точки", то они представляют собой центры сос-
редоточения сил разнокачественных, но всегда идеальных. Принцип
активного стремления у Лейбница распространен на всю природу - в
этом его естественнонаучное значение.
Идеалистическое понимание Лейбницем вопроса о субстратности
монад неизбежно сказалось и на трактовке их динамизма. Сущнос-
тные силы - это силы "первичные", вечные, всегда живущие в своих
действиях, неповторимые и соединяющие в себе способность к изме-
нению и тенденцию к актуализации. Актуализация устремлена из
идеально-духовного в материальное: духовные силы порождают духов-
ное движение, которое обнаруживает себя затем как движение мате-
риальное, и уже отсюда далее проистекает протяженность и струк-
турность физических процессов. Монады суть "точки" в том, в час-
тности, смысле, что они суть сосредоточения неделимых вследствие
своей духовности сил, которые нельзя ни раздробить, ни размно-
жить. Делимо пространство и повторимы его фрагменты, а монады не-
делимы не только вследствие своего точечного
скачать реферат1234
Рефераты и/или содержимое рефератов предназначено исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении рефератов и/или содержимого рефератов принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием рефератов и/или содержимого рефератов.