Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100




Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ

реферат на тему: Лейбниц

скачать реферат

второго класса - животные. Их деятельность преимущественно страдательна, пассивна; самосоз- нание им не свойственно. Третий, самый высокий из известных нам класс монад образуют души людей ( d). Это духи - активные сознания, обладающие памятью, способностью к рассуждению. Усредненный элемент третьего класса был для Лейбница той моделью, по которой он формировал учение о монадах вообще. Итак, монады при всем безграничном их качественном разнообра- зии, составляют всеобщую последовательность, систему. Развитие монад низшего класса имеет целью достижение состояния монад бо- лее развитых, животных, а развитие последних устремлено к состоя- нию духов. Но и у высших, духовных монад, т. е. людей, наблюдает- ся та же картина - их сознательной жизни, ориентированной на раз- витие научного и философского мышления, предшествуют довольно примитивные состояния как в детстве, так и на начальных стадиях познания ими любого объекта, поскольку оно начинается с пассив- ной чувствительности. В монаде более высокого ранга всегда при- сутствуют низшие состояния. В свете этого учения Лейбница полу- чает новое осмысление теория Аристотеля о трех уровнях (видах) души - растительном, животном и разумном, т. е. мыслящем. Рацио- нальное содержание этой теории в том, что высшие функции организ- ма не могут осуществляться иначе как на основе низших функций, то есть первые зависят от последних. Сходство программ всех монад выражается и в общности тенден- ций развития их эмоциональной жизни. Совершающиеся в них познава- тельные процессы внутренне связаны с желаниями, составляющими как бы их другую сторону. По мере усиления познавательной активности монад возрастают и их желания, которые в свою очередь становятся источником дальнейшего прогресса монад, их ориентации на переход во все более высокие, т. е. совершенные состояния. Монады к этой цели "страстно" стремятся, их объединяет в этом общая по содержа- нию телеология, хотя она всегда в разной мере реализуется разны- ми монадами, и иерархия по степеням совершенства имеет место так- же с точки зрения степени реализации общей для всех них цели. Каков же конечный пункт телеологического развития монад и как "далеко" он "отстоит" от людей? Каков исходный пункт их развития в мировой последовательности? Вопрос об исходном пункте решается с точки зрения непрерывно- го ряда "метафизических дифференциалов": какая бы неразвитая мо- нада не была названа, всегда можно в принципе указать какую-то другую, еще менее развитую, так что, обозначая "начало" всемир- ной последовательности через " dx", мы имеем в виду опять-таки не- кую разновидность бесконечного множества. Таким же подходом опре- деляется решение проблемы существования класса или классов монад post humanum - после людей (на схеме 1 - e). Конкрентный ответ здесь невозможен, так как действует прин- цип "высшие монады непостижимы для низших", но общий характер от- вета намечается явственно - такие классы не могут не существо- вать, ибо нет конца ни желаниям монад-людей, то есть стремлению их к дальнейшему совершенствованию, ни общему прогрессу всего их коллектива. Лейбниц считает, что во Вселенной есть живые сущес- тва, более совершенные, чем люди. Однако высший пункт в цепи прогрессирующих монад - это не лю- ди, но и не существа, более совершенные, чем человек. А сущес- твует ли этот пункт вообще? Или это регулятивная, но объективно как раз не существующая цель стремлений? Как целевая причина - объективная или же регулятивная - этот конечный пункт
Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ




оказался бы одновременно и окончательной "пружиной" эволюции любой монады, упорядочивающей и согласовывающей ее деятельность с деятельнос- тью всех остальных монад. Для ответа на последний вопрос присмотримся поближе к миро- вой последовательности монад. Она не выражает развития системы монад в том смысле, что происходит преврвщение одних монад в дру- гие,- такое развитие Лейбниц отрицал. Но прогресс каждой из мо- над в едином их ряду в принципе ничем, нигде и никогда не может быть остановлен, хотя их развитие и совершает часто попятные дви- жения, поскольку от того, что в мире явлений называют смертью, а в мире сущностей - инволюцией монад, происходит временное возвра- щение их на более низкий уровень духовной жизни, и нет, кроме того, гарантии, что после каждого такого возвращения сразу же последует подъем на ранее достигнутый, а тем более на еще более высокий уровень. На условной линии развития нет завершения, если рассматри- вать ее как последовательность всех монад, расположенных в соот- ветствии с актуально достигнутой в данный момент степенью их раз- вития. Ведь та часть последовательности, которая расположена пос- ле монад - душ человеческих, безгранична, представляя собой как бы направленный луч. В безграничной Вселенной не только безгра- нично велико число более совершенных существ, чем люди, но и без- гранично велико число различных степеней совершенства, присущего различным их группам. Итак, линия " dx" ^#& " " устремлена в беспредельность. У бес- предельности нет конечного предела, но есть "предел" бесконечный, если саму беспредельность интерпретировать как предел! Этот "пре- дел" саморазвития, совершенствования и самопознания монад высту- пает у Лейбница под именем "бог"...

Лейбниц был творцом одной из самых оригинальных и плодотвор- ных философских систем нового времени. Диалектика, логика и глу- боко научный стиль - вот что характеризует лучшие стороны его фи- лософского творчества. Эта философия впитала в себя достижения предшественников и современников, дала свой ответ на их искания, а во многом и обогнала свое время.

================================================================= СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Философский энциклопедический словарь. (Гл. ред. Ильичев, Федосеев, Ковалев, Панов.) М., Советская Энциклопедия, 1983. 2. Майоров Г.Г. Теоретическая философия Готфрида В. Лейбница. М., Издательство Московского Университета, 1973. 3. Нарский И.С. Готфрид Лейбниц. М., "Мысль", 1972. 4. Лейбниц Г. В. Cочинения: В 4-х томах. Тома 1,4. М., Мысль, 1982 T¦'m8mA*.FRMРЪ"L h/> MРЬ"]РdC:\WRITER\TXT\LEIBNIZ.MACДРЬ"ЦРЪ"ЪкГ;-OНТI

скачать реферат
1 2 3 4

Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ

Внимание! Студенческий отдых и мегатусовка после сессии!


Обратная связь.

IsraLux отзывы Израиль отзывы