Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100




Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ

реферат на тему: Тенишева М.К. - великий меценат

скачать реферат

Неточен он и на другом документе. В 1983 году в смоленский музей-заповедник поступила от Е.И. Рихтер фотография Тенишевой с надписью на обороте: “Снято в Париже в 1873 г.(?). Мария Морисовна ф-Дезен, р. 20/У. 1856, была замужем недолго за Р.Н. Николаевым. Впоследствии княгиня Мария Клавдиевна Тенишева”. Вызывают сомнения соответствие фотографии облику Тенишевой, к тому же в инвентарной книге музея отсутствует 1 запись о первой владелице фотографии, авторе надписи. В 1973 году английский журналист Дж. Боулт опубликовал в декабрьском номере журнала “Аполло” очерк о Мамонтове и Тенишевой, указав в тексте дату рождения Марии Клавдиевны-1867 год. В подписи одной из фотографий указана дата 1857 год, что явно опечатка. Но именно этой опечаткой воспользовался Н. Пономарева, указав ее в предисловии книги “Впечатления моей жизни”, что является необъективной подачей материала Дж. Боулта. Несколько лет назад нам удалось разыскать судебный документ 1909 года, где указан возраст Тенишевой 45 лет, что отодвигает ее рождение на 1864 год. Эта дата ближе к действительности. Прослеживая биографию Марии Клавдиевны, эту дату можно “подвинуть” назад года на два, если учесть, что она вышла замуж шестнадцати лет, вскоре у нее родилась дочь, а в начале 1882 года уже занималась в парижской студии Маркези, которую посетил А.Г. Рубинштейн. Два ее известных современника писали о возрасте Тенишевой: А.Н. Бенуа- в 1895 году “около 40 лет”, К.А. Сомов- в 1898 году “от 35 до 40 лет”. Таким образом, Мария Клавдиевна могла родится между 1862-1864 годами. К сожалению, даты нет и на надгробии могилы Тенишевой. В книги воспоминаний она лишь один раз упоминает имя отца- Георгий. О матери известно, что она была в первом замужестве за Клавдием Пятковским, а затем за Морицем Петровичем фон Дезен (в воспоминаниях О. де Клапье-Дрезен-Л.Ж.). в доме последнего девочка росла и воспитывалась. Первые уроки девочка получила дома, это было типично для дворянских семей, и в прошении 1910 года о зачислении в Московский археологический институт Тенишева написала: “домашнего образования”.Уроки музыки ей давала гувернантка Софья Павловна, “безжалостно вконец убивая во мне охоту своим бездушным преподаванием. Я ненавидела эти уроки и бросила музыку при первой же возможности. Кроме того, ко мне стала приходить учительница пения, с которой я начала сольфеджио. Она предсказала мне хороший голос. Пение мне нравилось”. Закрывшись в своей комнате, девочка даже рисковала петь романсы “На заре туманной юности”, “Как сладко с тобой мне быть”, “Не скажу никому”. Быстро подошло и время учебы. Девочку отдают сначала приходящей, затем полной пансионеркой в открывшуюся в 1869 году гимназию М.П. Спешневой и М.Д. Дурново. Общество было озабочено поднятием образования женщин, и новое учебное заведение было приближено к курсу мужских гимназий, а это открывало путь к высшему образованию, “ко всякой серьезной деятельности”. Отметим одну примечательную деталь: в гимназию поступали девочки исключительно из семей интеллигенции. К гимназии были привлечены выдающиеся педагоги того времени: Василий Иванович Водовозов, Александр Яковлевич Герд, Павел Александрович Лачинов, Иван Федорович Рашевский, Федор Федорович Резенер, Александр Николаевич Страннолюбский, а также Л.С. Таганцев, Е.А. Латышева, В. Яковлева, впоследствии П.П. Полевой. Сама Мария Петровна Спешнева обладала редкой наблюдательностью и отзывчивостью, а также “...даром незаметно, но сильно влиять на пробуждение хороших начал в юных душах
Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ




учениц”. Она преследовала цель не только дать девочкам специальные знания, но и воспитать в них патриотические чувства, нравственную основу для семьи и общественной деятельности. Марией Клавдиевной все ценное, что она получила в гимназии, осознается позже, пока для нее- это смена обстановки. Она вдруг проявила резвость и даже непослушание. “Вначале я училась неровно, плохо: внимание отсутствовало. Меня за это журили, увещевали, но так как у на баллов не ставили, полагаясь на совесть учащихся, журение оставляло меня равнодушной, -слыхивала дома и похуже, а совесть относительно алгебры и бедного Страннолюбского, которого я приводила в отчаяние, ни минуты не мучила меня. Русская история и естественные науки были моими любимыми предметами”. Вскоре у молодой женщины проявляются вокальные способности, и по совету известного педагога и солиста Мариинского театра И.П. Прянишникова (1847-1921) она едет в Париж брать уроки пения в известную студию Матильды Маркизе. В студии Тенишева провела три года. В этот период она знакомится с композитором и пианистом А.Г. Рубинштейном (1829-1894), с актрисой Александрийского театра М.Г. Савиной (1854-1915), с великим русским писателем И.С. Тургеневым, который тогда жил в Париже. В 1880-м годам относятся первые уроки рисования, которые она получила в Лувре у французского художника Габриэля Виктора Жильбера. Позже непродолжительное время занимается в студии Штиглица в Петербурге, в парижской академии Жюльена, у Жана Поля Лоранса, и Бенжамена Констана. В Петербурге Тенишева брала частные уроки акварели у Н.А. Гоголинского, пользовалась советами Я.Ф. Ционглинского и И.Е. Репина. М.К. Тенишева “Впечатления моей жизни” Москва 1987 г. Собирательская деятельность М.К. Тенишевой. М.К. Тенишева была крупнейшим коллекционером; она оставила нам три коллекции: русской графики (Государственный Русский музей), декоративно- прикладного и народного искусства, эмалей и инкрустаций (обе в Смоленском музее-заповеднике). В 1890-е годы Тенишева собрала уникальную коллекцию русской и западноевропейской графики, которая показала исключительную зрелость новых сил, вступивших в искусство в конце Х!Х века. Ценность этой коллекции определяется и тем, что рисунок и даже акварель еще не были предметом широкого собирательства и только после тенишевского опыта в Росси стали коллекционировать графику. Анализ искусства рубежа веков невозможен и без Талашкина. С этим центром связано начало смоленского музея, здесь была собрана одна из лучших в России коллекций русского народного искусства. М.К. Тенишева, организатор талашкинского художественного центра, сыграла большую роль в русском искусстве конца Х!Х -начала ХХ века. По размаху ее деятельность близка С.И. Мамонтову, С.П. Дягилеву. С ними она была не только знакома, но и соотрудничила. В Талашкине открылась замечательная страница жизни и деятельности М.К. Тенишевой, связанная с предпринятым ею в крупных масштабах собирательством русских древностей и этнографических коллекций. Здесь заполнялась знаменитая “Скрыня”-вначале так называли талашкинцы созданный Марией Клавдиевной историко-этнографический музей “Русская старина”. Л.С. Журавлева “Талашкино” Москва “Изобразительное искусство” 1989 г.

Тенишева знала и видела, что вокруг по городам и селам, по монастырям и храмам, по деревенским избам и погостам таились, а чаще всего просто гибли несметные сокровища, созданные русским народом. Мария Клавдиевна обратилась за добрым советом и к помощи тех, кто имел отношение

скачать реферат
1 2 3 4 5

Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ

Внимание! Студенческий отдых и мегатусовка после сессии!


Обратная связь.

IsraLux отзывы Израиль отзывы