Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100




Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ

реферат на тему: Джордано Бруно. Герметическая традиция и ренесансная магия

скачать реферат

самой изощрённой теологии, профессор самой чистой и безвредной магии, известный в лучших академиях Европы, признанный и с почётом принимаемый философ, всюду у себя дома, кроме как у варваров и черни, пробудитель спящих душ, усмиритель наглого и упрямого невежества, провозвестник всеобщего человеколюбия, предпочитающий итальянское не более, нежели британское, скорее мужчина, чем женщина, в клобуке скорее, чем в короне, одетый скорее в тогу, чем облечённый в доспехи, в монашеском капюшоне скорее, чем без оного, нет человека с более мирными помыслами, более обходительного, более верного, более полезного…» и далее в таком же духе. У нас есть возможность посмотреть, насколько это самомнение расходится с взглядом со стороны. Вот мнение о Джордано Бруно, высказанное Джоржем Эбботом, слушавшем его выступление в Оксфорде: «…он (Бруно) скорее отважно, чем разумно, встал на высочайшем месте нашей лучшей и самой известной школы, засучив рукава, будто какой-то Жонглёр, и говоря нам много о центре, круге и окружности, он решил среди очень многих других вопросов изложить мнение Коперника, что земля ходит по кругу, а небеса покоятся; хотя на самом деле это его собственная голова шла кругом, и его мозги не могли успокоиться». Какой-то жонглёр с кружащейся головой и неспокойными мозгами, как видно, Оксфордские слушатели наградили его не очень лестными эпитетами. Но, в общем-то, если не считать неприязненного отношения к нему академической среды, период пребывания в Англии был для Бруно, пожалуй, самым спокойным и плодотворным в его жизни. Помимо своих научных опусов Бруно написал несколько похвальных речей королеве Елизавете. Его восхищала мудрость её правления, и он восхваляет возрождение света протестантской истины из католической тьмы. Подобного рода речи делают его пребывание в Англии безоблачным, но в последствии доставят ему массу неприятностей на допросах инквизиции. В связи с изменившейся политической обстановкой в 1586 году Бруно из Англии возвращается опять в Париж. В этот период пребывания во Франции с ним произошел забавный эпизод. Бруно выступил в Коллеж де Камбре с публичным диспутом на тему «Сто двадцать тезисов о природе и мире против перипатетиков». Вот как описывает эти события отец Котен, библиотекарь аббатства Сент-Виктор, в библиотеке которого Бруно часто бывал после своего возвращения из Англии. «Бруно вызвал королевских чтецов и всех слушателей в Камбре, были 28 и 29 мая 1586 года, среда и четверг недели Пятидесятницы. Защищал тезисы Эннекен, ученик Бруно, занимавший «главную кафедру», а сам Бруно занимал «малую кафедру, у двери в сад». Возможно, это была мера предосторожности, на случай, если придётся убегать, и убегать действительно пришлось. После речи, произнесённой Эннеке, Бруно встал и обратился ко всем с призывом опровергнуть его и защитить Аристотеля. Никто ничего не сказал, и тогда он закричал ещё громче, словно одержав победу. Но тут встал молодой адвокат и в длинной речи защищал Аристотеля от Бруновских клевет. Студенты схватили Бруно и сказали, что его не отпустят, пока он не отречётся от клевет на Аристотеля. Наконец, он от них освободился под условием, что на следующий день вернётся, что бы ответить адвокату. Но на следующий день Бруно не появился, и с тех пор в этом городе не показывался». В середине августа 1586 года Бруно покидает Париж из-за смуты, вызванной противостоянием между протестантски настроенным герцогом Генрихом Наваррским (впоследствии ставшим королём Франции Генрихом IV) и прокатолически
Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ




настроенной Лигой и отправляется в Германию. 1586 1588 год он проводит в Виттенберге, где преподаёт в местном университете. Многочисленные произведения Бруно, созданные и опубликованные в Виттенберге, видимо, по большей части представляют собой его тамошние лекции. В начале 1588 года Бруно уехал из Виттенберга в Прагу, где пробыл около шести месяцев. Здесь располагался двор императора Рудольфа II, собравшего под своё крыло астрологов и алхимиков со всей Европы, которые помогали ему в поисках философского камня. Здесь Бруно издаёт книгу под названием «Тезисы против математиков» («Articuli adversus mathematicos»). Книгу иллюстрирует загадочная серия диаграмм. У них обманчиво геометрический вид, хотя иногда и с включением неожиданных предметов, вроде змеи или лютни. Книга путанная и сложная для восприятия, возможно написанная каким-то шифром. Император наградил Бруно за книгу деньгами но ни должности, ни места ему не дал, и Бруно отправился в Хельмштедт. Здесь Бруно перешёл на крайне радикальные антикатолические и антипапские позиции. Он пишет о тирании, посредством которой гнусное священство губит естественный порядок вещей, и гражданское право в Италии и Испании, в то время как Галлия и Бельгия разрушены религиозными войнами, и в самой Германии множество областей находятся в самом плачевном состоянии. Понятно, что подобного рода поведение Бруно раздражало многих, и в 1591 году появляется провокатор Джованни Мочениго, который делает вид, что интересуется сочинениями Ноланца, и хотел бы обучаться у него «тайнам памяти». По поводу чего Бруно приглашается приехать в Венецию. Можно долго рассуждать, что подтолкнуло Бруно забыть об опасностях ждущих его в Италии. Может быть на него повлияла безнаказанность, с которой он уже многие годы пересекал государственные и идеологические границы Европы, переезжая из протестантской Англии в подвластный Лиге Париж, оттуда в лютеранский Виттенберг и католическую Прагу, где ему всегда удавалось появляться в тамошних научных центрах излагая свою систему взглядов? Может быть так, а может быть и нет, мы уже никогда не узнаем. Но, тем не менее, Бруно лишается чувства опасности, и в марте 1592 года он возвращается в Италию. Очень жаль, что мы никогда не сможем полностью прочесть документы процесса венецианской инквизиции по делу Джордано Бруно. Они были частью архива, вывезенного в Париж по приказу Наполеона и проданных затем, как макулатура картонажной фабрике. Доподлинно известно только то, что в конце венецианского разбирательства Бруно полностью отрёкся от всех ересей, в которых его обвиняли, и покаянно предался на милость своих судей. Но по закону его должны были перевести в Рим, где дело затянулось. В 1599 году была сделана попытка прояснить ситуацию: знаменитый иезуит Роберт Беллармино с помощью Трагальоло извлёк из сочинений Бруно восемь еретических положений, от которых Бруно предложили отречься, на что он изъявил готовность. Но в том же году он взял назад все отречения, упрямо повторяя, что не писал и не говорил ничего еретического и что служители Святой службы ложно истолковали его взгляды. Тогда Бруно вынесли приговор как нераскаявшемуся еретику и предали светским властям для наказания. Его сожгли заживо в Риме, на Кампо де Фьори, 17 февраля 1600 года. Через четырнадцать лет после этого события произошло то, что можно рассмотреть, как горькую иронию судьбы над грандиозными планами Ноланца по возрождению древней египетской религии. В 1614 году Исаак Казобон обнародует текст, из которого

скачать реферат
1 2 3 4

Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ

Внимание! Студенческий отдых и мегатусовка после сессии!


Обратная связь.

IsraLux отзывы Израиль отзывы