Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100




Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ

реферат на тему: Карл Густав Юнг о творческой фантазии

скачать реферат

Карл Густав Юнг о творческой фантазии

"... Ты ничего не говоришь и ничего не выдаешь, о "Улисс", но ты задаешь нам работу !.." Юнг К. Монолог "Улисса"

"Когда бы я ни читал "Улисса", мне на ум всегда приходит китайский рисунок.., на котором изображен человек в позе медитации; из его головы растут еще пять человеческих фигур, и еще по пять вырастают в свою очередь из каждой из этих голов. Эта картинка изображает духовное состояние йога, который уже почти избавился от своего эго и готов перейти в более высокое, более объективное состоя-ние самости. Это состояние "лунного диска, спокойного и одинокого" состояние сат-чит-ананда, сочетание бытия и небытия, конечная цель восточного пути осво-бождения, бесценная жемчужина индийской и китайской мудрости, превозносимой последователями на протяжении столетий". "Как психиатр я чувствуя себя почти виноватым перед читателями за то, что оказался вовлеченным в шумиху вокруг Пикассо... И не потому, что художник и его довольно странное искусство кажутся для меня слишком мелкой темой - тем более, что серьезно заинтересовался его литературным собратом, Джеймсом Джойсом. На-против, к этой проблеме я испытываю острый интерес. Почти двадцать лет я зани-мался вопросами психологии графического представления психических процессов, то есть, фактически, я уже имею достаточную подготовку, чтобы рассматривать карти-ны Пикассо с профессиональной точки зрения. Необъектное искусство берет свое содержание непосредственно из "внутрен-него". Это "внутреннее" не соответствует сознанию, поскольку сознание содержит образы объектов в том виде, как мы их обычно видим, и чей облик таким образом необходимо совпадает с ожидаемым. Объект Пикассо, тем не менее, отличается от ожидаемого - причем настолько, что кажется вообще несоответствующим никакому объекту из нашего опыта. Его работы... демонстрируют растущую тенденцию к от-клонению от эмпирических объектов и увеличению числа тех элементов, которые не соответствуют никакому внешнему опыту и происходят из "внутреннего", располо-женного позади сознания - или, как минимум, позади того сознания, которое, как универсальный орган восприятия, служит надстройкой над пятью чувствами и направлено вовне. Позади сознания лежит не абсолютная пустота, которая воздейст-вует на сознание изнутри и из-за него так же, как внешний мир воздействует на него спереди и снаружи. Таким образом, те живописные элементы, которые не находят никакого "внешнего" соответствия, имеют "внутренний" источник...". "Тайна творчества, так же, как и тайна свободы воли, является трансцеден-тальной проблемой, которую психолог не способен решить, но может только опи-сать. Творческая личность также является головоломкой, которую мы сможем пово-рачивать разными сторонами, но всякий раз безрезультатно. Тем не менее, современ-ные психологи не отказались от исследования проблемы художника и его искусст-ва..." (3). Цитаты о психологии творческого процесса, психологии рождения творческой фантазии, приведенные выше, взяты из аналитических работ швейцарского психо-лога Карла Густава Юнга (1875 - 1961), переведенных на русский язык всего лишь тринадцать лет назад (1983). О Юнге знали тогда лишь в тесных кругах сторонников и противников цюрихской школы. Даже в родном городе этот "отставной приват-доцент психиатрии" не числился среди местных знаменитостей, гордиться которыми так любят швейцарцы. Карл Густав Юнг принадлежал к тому поколению мыслителей, которое сфор-мировалось в конце прошлого века,
Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ




приступило к творческой деятельности в начале нашего века, главные свои открытия сделало между двумя мировыми войнами и, кстати, создало тот интеллектуальный климат, в котором, сами того не осознавая, мы живем до сих пор. Рассел и Гессе, Хайдеггер и Пикассо, Эйнштейн... Можно было бы подобрать и совсем иные имена тех мыслителей, что родились примерно век назад и отрицали своим научным, художественным, политическим, богословским творчеством заветы XIX века. Но корнями это поколение связано именно с духовной атмосферой конца прошлого столетия. К концу прошлого века в сознании миллионов людей, пожалуй, впервые в истории человечества научное знание заняло доминирующее положение. Распространение городской цивилизации, индустрии и железных дорог, универ-ситетов и лабораторий, школьного образования, медицины, парламентаризма и про-чих рациональных нововведений было тесно связано с "расколдовавшей" мир нау-кой, открывшей человечеству перспективу безграничного прогресса. Подобно тому, как на место "героической лени" уходящего в небытие вместе со всеми "вишневыми садами" феодального сословия явился деятельный буржуа, труженик науки отвое-вывал позиции у священнослужителя. Религиозный культ утратил значение для боль-шей части образованных европейцев: религия, особенно в протестантских странах, стала инструментом поддержания морали, правил поведения, социальных инсти-тутов. О морали викторианская эпоха заботилась куда больше, чем о загробном спасении, либеральная теология сделала Иисуса проповедником буржуазных добро-детелей. Не только социалисты, но и носители совсем иных идей (скажем, Достоевс-кий в "Зимних заметках о летних впечатлениях") видели в этом религиозном мора-лизаторстве лишь попытку оправдания норм буржуазной культуры. Один из моти-вов в учении Фрейда о вытесненных в бессознательное влечениях мог возникнуть только в культуре, которая втайне опиралась на подавление всего природного, - не Фрейд изобрел, будто под покровом культурных ценностей таятся враждебные куль-туре влечения. Сама цивилизация, прикрывающая эгоистическое стремление к прибыли высокими словами об идеалах и ценностях, дисциплинирующая своих членов школой, производством, казармой, "рациональными" судопроизводством, тюрьмой, моральными предписаниями, оказалась прообразом индивидуальной психики для Фрейда. В искусстве того времени господствовали реализм и натурализм, в философии, считавшейся "служанкой науки",- естественнонаучный материализм. Но пробива-лись и первые ростки совсем иного мироощущения. Их легко отыскать у "проклятых поэтов", импрессионистов и символистов. Духовная жизнь восточных цивилизаций, прежде всего Индии, становится известной не только узким специалистам, появля-ются теософия Блаватской, затем - антропософия Р. Штейнера. Отказавшиеся от христианской религии европейцы неожиданно начинают заниматься "столоверчени-ем", беседовать посредством медиума с духами - словом, появляются весьма странные "плоды просвещения". Неудовлетворенность механически позитивистской картиной мира возвра-щает одних к религии: если правы наука и светская культура, то жизнь теряет всякий смысл. Других - к "философии жизни". В преддверии первой мировой войны евро-пейские интеллектуалы заново откроют полузабытые сочинения Кьеркегора. Но пока что рационализму науки противопоставляется не "экзистенция", а "жизнь", понимаемая то как "воля к власти" (Ницше), то как космический "жизненный порыв" (Бергсон), то как мир переживаний (Дильтей). Законами механики не объяс-нить

скачать реферат
1 2 3 4 ...    последняя

Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ

Внимание! Студенческий отдых и мегатусовка после сессии!


Обратная связь.

IsraLux отзывы Израиль отзывы