Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100




Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ

реферат на тему: Культурный человек в современном обществе

скачать реферат

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. Московская высшая банковская школа.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ Реферат на тему: "Культурный человек в современном обществе"

Выполнил студент3 курса гр.ЗФ-4 Галушкин А.Д.

2001 год. План. Введение 3

1. КУЛЬТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2.Наука в контексте современной культуры. 3.НАУКА, КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ! 4.Проблемы культуры молодежи.

ВВЕДЕНИЕ

Наше Отечество переживает трудные дни. Трагедия и отчаяние Смутного времени, известные нам ранее по учебникам истории, сегодня во многом стали нашей повседневностью. Кризис - в экономике, политике, государственном строительстве и народном хозяйстве, - но, главное, - кризис в душах, Черствеет душа русского человека. Почти неслышим сегодня тот колокол духа и совести, в лад звону которого сплачивалась Российская Держава, которым объединялся русский народ. Духовная крепость, построенная с помощью Божьей усилиями и подвигами наших предков, сегодня разрушается. Обесценивается в людях тот жизнеобразующий, плодородный слой, без которого не прививаются в человеке понятия Чести, Долга, служения Истине и Отечеству.Культура - это мать народа; лишенный культуры народ подобен сироте без роду без племени, и не за что этому народу зацепиться и не на что надеяться. Культура России есть ее становой хребет, сложенный наподобие позвонков из культур и устремлений всех наций и народностей, ее населяющих. Сколько раз обрушивалось зло на этот хребет. Сколько раз пытались переломить, сокрушить, разъять этот костяк! Но и после смуты, после бунтов, переворотов, революций, после всех тех ударов, под которыми не устояли бы иные государства, Россия жива. Культура сплачивает народы, соединяет друг с другом нации.

1. КУЛЬТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ !

Гуманитаризация как диалогизация образования

Одной из наиболее существенных тенденций развития современного образования является гуманитаризация, которая понимается не только как изменение традиционного набора школьных дисциплин, введение в школьные программы новых предметов и курсов, но и как переход на новые организационные и методические принципы преподавания предметов социально-политического и гуманитарного циклов. Сегодня педагогическое сообщество сознает, что гуманитарные и социальные дисциплины не могут преподаваться и усваиваться теми же методами, что и дисциплины естественнонаучные, что "дисбаланс логически организованной, рационализированной информации в ущерб художественно-образным формам познания в современной системе образования приводит к "однополушарному развитию", к формированию профессионально компетентного, но без духовного индивида. Поэтому гуманитаризацию необходимо рассматривать прежде всего как реакцию на узкосциентистский, технократический подход в образовании, на доминирование в нем естественнонаучных дисциплин и методов. Попытка разграничения естественнонаучных и гуманитарных методов была предпринята еще неокантианцами, в частности представителем Баденской школы Г. Риккертом. Немецкий философ отмечал, что для естествознания характерен аристотелевский тип образования понятий - с точки зрения закона, общего, когда понятие содержит в себе признаки, общие для ряда объектов. Познать объект - значит подвести его под общий закон. Это - "номотетический", генерализирующий, обобщающий метод. Для гуманитарных наук /например, истории/ главным выступает "идеографический" /описывающий образ/, индивидуализирующий метод образования
Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ




понятий, так как исследователя интересует в предмете единичное, индивидуальное, являющееся для естествознания несущественным. Таким образом, история оказывается очень близка к художественной деятельности, поскольку и та , и другая стремятся к созданию индивидуального образа.

Гуманитаризация - это прежде всего диалогизация образования. Только в таком случае образование будет выполнять свою основную задачу - приобщение ребенка к культуре. Ведь , как считал М.М. Бахтин, приобщиться к культуре - значит вступить в диалог социальных языков и на основе этого суметь сказать свое слово.

2.Наука в контексте современной культуры.

В современной культуре отчетливо проявила себя дилемма: сциентизм-антисциентизм , что имеет непосредственное отношение к проблеме соотношения науки и искусства. В нашей философской литературе имеет широкое распространение следующая точка зрения на место науки в системе современной культуры : ''Мир знания богат и разнообразен. Однако, когда говорят или пишут о знании, то, как правило, подразумевают под ним знание научное. В этом, впрочем , нет ничего удивительного, поскольку наука в наши дни занимает особое место в жизни людей. Она превращается в своеобразный эпицентр культуры, оказывает всевозрастающее влияние на восприятие человеком окружающего мира''. При этом главное заключается в том, чтобы определить, как сама наука отличает себя от других форм постижения бытия. Этот вопрос имеет определенные исторические корни, то есть, прежде всего, надо учесть исторически сложившуюся дилемму "сциентизм-антисциентизм". Сциентизм сложился в рамках позитивистской традиции и представляет собой мировоззренческую позицию, согласно которой конкретно-научное знание в наличной совокупности его результатов и способов их получения является наивысшей культурной ценностью и достаточным условием мировоззренческой ориентации человека. Для сциентизма характерно преувеличение роли науки в познании окружающего мира и человека, объявление ее вершиной развития культуры, убеждение в ненужности других сфер культуры ( О. Конт ), так как наука, согласно этому направлению, более успешно выполняет все культурные функции многообразного духовного мира человечества . Причиной того, что сегодня часто звучат призывы ограничить науку, установить ей определенные пределы, преодолеть ее, является чувство опасности, возникающее у многих людей в связи с определенными негативными последствиями научно-технического прогресса. Авторы антинаучных подходов отрицают способность науки давать истину, нередко рассматривают науку как систему полезного заблуждения (вслед за Ф.Ницше), предлагают ''более совершенные'', на их взгляд , формы постижения бытия. Современные интерпретации взаимоотношения науки и ценностных форм познания. Можно выделить два типа интерпретации взаимоотношения науки и вне научных форм знания. Первый тип восходит к концепциям Ф.Ницше и О.Шпенглера, которые, говоря языком методологии науки, отрицали у науки особый эпистемологический статус. То есть они считали, что наука - это миф современности. Ко второму типу интерпретации этой проблемы можно отнести точку зрения, согласно которой наука, с одной стороны, и религия, мифология, искусство, с другой стороны, существенно различаются и составляют как бы два полюса в современной культуре . Но в то же время между ними нет непроходимой грани . Более того, они имеют тенденцию к сближению. Эта точка зрения восходит к идеям Ф.М.Достоевского, Н.Рерика, П.Тейяра де Шардена,

скачать реферат
1 2 3 4

Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ

Внимание! Студенческий отдых и мегатусовка после сессии!


Обратная связь.

IsraLux отзывы Израиль отзывы