Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100




Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ

реферат на тему: Национаальная культура и национализм

скачать реферат

Министерство образования Российской Федерации

Волгоградский Государственный Технический Университет Волжский Политехнический Институт

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

Реферат по Культурологии На тему: “Национальная культура и национализм”

Выполнил: Бессарабов А.А. ВТМ 103 Проверил: Калиниченко И.А.

Волжский 2000

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И НАЦИОНАЛИЗМ

В публицистике и научно-популярной литературе нередко неправомерно отождествляются понятия этнической и национальной культур. Однако, как мы уже видели, источник этнической связи людей общность генетических характеристик и природных условий бытия, приводящих к дифференциации данной первичной группы от другой. Нация более сложное и позднее образование. Если этносы существовали на протяжении всей мировой истории, то нации формируются уже в период Нового и даже Новейшего времени. Хотя нация по праву считается одним из важнейших политических, хозяйственных и культурных феноменов Х1Х и ХХ в., определение ее сущности и понимание природы национализма оказалось сложной теоретической задачей. После того как в середине ХIХ начале ХХ вв. национализм во многом сформировал облик Западной Европы и структуру межгосударственных отношений, его волна “накрыла” в 50 70-х гг. “третий мир”, а в заключительное десятилетие ХХ в. привела к дезинтеграции системы социализма и ведущей страны этой системы Советский Союз. Живучесть, влиятельность и широта распространения национализма в конце ХХ в. оказалась неожиданной для исследователей, что привело к выдвижению новых различных подходов в его анализе. Хотя особое внимание уделяется обычно изучению влияния национализма на политический облик нации, на межгосударственные отношения и на экономическое развитие, широко признано, что во всех этих аспектах существенную роль играют и культурные факторы. В рассмотрении социокультурных аспектов национализма выделяется три основных подхода. Согласно формалистической концепции национальная общность возникает через самоутверждение народа, обладающего специфическими сходными характеристиками в языке, верованиях, представлениях, историческом опыте, поведении и т.п. Культурное обоснование национализма неизменно дополняется утверждением государственной общности. Такого рода концепции зачастую создаются как описание и перечисление тех или иных черт данного народа - неизменно положительных в идеологических построениях, которые имманентно ему присущи и отличают его от других народов. При более внимательном рассмотрении выяснилось, что каждая из характеристик, которая считается присущей данной нации в целом и отличающей ее от других, лишь очень условно выполняет такую роль. Так, существуют заметные диалектические различия даже в литературном арабском языке (иракский, египетский, йеменский и т.д.), не говоря уже о том. что разговорные языки значительно отличаются друг от друга. Далеко не все арабы являются мусульманами, а соответственно многие мусульманские народы не имеют никакого отношения к арабам. Историческое наследие разных арабских стран очень отличается друг от друга. Все это вместе взятое свидетельствует об условности термина “арабская нация”, что дало основания говорить о “страновом” или “государственном” национализме среди арабов, равно как и других народов (египетский, сирийский, иорданский, суданский, алжирский и т.д.). Тем не менее, на уровне общественного сознания, популяризирующего выражение, как в политической, так и в художественной
Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ




культуре, довольно сильно звучат утверждения общеарабского единства. Это проявляется большей частью в тех ситуациях, когда возникает противопоставление “арабского мира” остальному миру или какой-либо его части. Так происходит, например, в отношениях арабских стран с Западом или Израилем, хотя и здесь возникают самые различные ситуации. Не оправдывается и положение, весьма популярное в националистических идеологиях, что нация формируется на основе “общего характера”, менталитета, исторического опыта и т.д. Как мы знаем, культура всякого сложного общества полиморфна, и в одном и том же народе можно найти самые различные проявления. Тяготение к общим представлениям и поддержание единства продукт особых условий и обстоятельств, относящихся к тому довольно позднему периоду мировой истории, когда и формируются нации. Релятивистские концепции предполагают, что идентичность этноса или нации формируется всегда по отношению к некоторому внешнему фактору: ощущение угрозы со стороны некой этнической группы в конкуренции за доступ к ресурсам, за власть, за территорию. Видные исследователи-социологи отвергают культурологическую концепцию этничности или нации как миф Как они полагают, культурные характеристики - не столько объективные факторы, сколько конструкции, стимулирующие чувства идентичности которые объединяют данную группу и легитимизирующие ее требования. Таким образом, идентичность детерминирована интересом данной общности, это средство или стратегия в борьбе за социально значимые ресурсы и привилегии. При помощи этой стратегии достигается консолидация ранее аморфной общности, производится ее мобилизация па достижение общих целей или же целей, выдаваемых за общие. Естественно, что такие требования формируются в оппозиции по отношению к инонациональной группе населения, либо занимающей господствующее положение, либо оказывающейся в численном меньшинстве. Согласно релятивистскому подходу, нация возникает и формируется прежде всего как продукт самосознания и воли к единству, а черты культурной общности и специфичности создаются в процессе налаживания национального сотрудничества и взаимодействия. Поэтому культурные характеристики могут возникать или утрачиваться, усиливаться или ослабляться в зависимости от степени налаживания внутренних связей и от ситуации взаимодействия нации с внешним миром. Воля к утверждению национального единства направлена не только на изживание внутренних конфликтов и локальных ограничений, но прежде всего на укрепление могущества нации перед лицом ее соседей и мировых соперников. Поэтому естественным спутником национализма является война Также и государство трактуется сторонниками релятивистской концепции как, прежде всего институт, утверждающий совокупную волю данной нации и представляющий ее интересы в отношениях с другими народами. Однако релятивистский подход еще не дает возможности объективного социологического выявления содержания процессов национальной консолидации. Что позитивного заключает в себе национализм, столь очевидным образом нарушающий интересы других национальных групп? Почему культурно-идеологические факторы играют столь большую роль в утверждении национальной консолидации? Более содержательные ответы на эти вопросы дает культурно-коммуникативный подход. Культурно-коммуникативный подход к национализму основан на выявлении значения факторов коммуникационного единства, возникающего в обществе в ходе интенсивного хозяйственного развития, сопровождаемого ростом городов, развитием образования,

скачать реферат
1 2 3 4 ...    последняя

Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ

Внимание! Студенческий отдых и мегатусовка после сессии!


Обратная связь.

IsraLux отзывы Израиль отзывы