Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100




Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ

реферат на тему: Сравнительный анализ "Silentium!" Ф. Тютчева и "Silentium" О. Мандельштама

скачать реферат

в душе твоей Таинственно-волшебных дум; Их оглушит наружный шум, Дневные разгонят лучи, - Внимай их пенью и молчи!… <1830>

«Каждое его стихотворение начиналось мыслию, но мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствие этого… происхождения своего мысль г. Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлечённою, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им и сама его проникает нераздельно и неразрывно», - писал Иван Сергеевич Тургенев. В самом названии чувствуется торжественность, состоящая в том, что Тютчев назвал стихотворение не русским словом «Молчание», а латинским «Silentium!». Среди лучших тютчевских стихотворений «Silentium!» имеет совершенно особую судьбу. Поэт не хранил черновиков, в изданиях его стихотворений раздел «Другие редакции и варианты» чрезвычайно беден; «Silentium!» единственное произведение, дошедшее до нас в трёх редакциях. Редакции эти свидетельствуют не о тщательных поисках слова, а как бы о неполной небрежности автора, то ли смутно, по памяти воспроизводящего забытый текст, то ли вообще не нуждающегося в точной записи своего гениального творения. «Молчи, скрывайся и таи / И мысли и мечты свои» печатает Тютчев в «Молве» 1833 года. «И чувства и мечты свои» « Современник» 1836-го. «Пускай в душевной глубине/ Встают и кроются оне…» «Молва». «Встают и заходят оне» - «Современник». «И всходят и зайдут оне» «Современник» 1854 года. «Как звёзды мирные в ночи» «Молва». «Безмолвно, как звезды в ночи» «Современник». «Как звёзды ясные в ночи» «Современник» 1854 года. Легко можно объяснить первую из перемен, «И мысли и мечты» на «И чувства и мечты». Может показаться чрезмерным количество сонорных в первых двух строках, особенно слогов: «мо», «мы», «ме», а отрывистое «ч» задаёт тон первой строфе. Остальные перемены объяснить труднее. Такая свобода обращения с собственным текстом не была свойственна Тютчеву ни в ранний период его творчества, когда он переводил Горация, подражал Жуковскому и Батюшкову, увлекался Державиным, ни в поздний период 1850-1860-х годов, когда тютчевская лирика может быть сочтена одним из замечательных достижений русского реализма в лирике. Восемнадцать строк поделены на три секстины. Каждая из трёх частей замкнута в себе по смыслу, интонационно, синтаксически и музыкально. Связь частей лишь в развитии мысли. Единственная формальная деталь, которой поэт позволяет себе подкрепить, подчеркнуть единство трёх частей, - последние строки секстин: Безмолвно, как звезды в ночи, - Любуйся ими и молчи. ………………………………… Взрывая, возмутишь ключи, - Питайся ими и молчи. ………………………………… Дневные разгонят лучи, - Внимай их пенью и молчи!…

Настойчивое повторение этот приём превалирует в стихотворении, построенном как призыв, как убеждение, как стремление объяснить. Вновь и вновь перечитывая стихотворение, перенасыщенной повелительной интонацией, убеждаемся, что оно не носит характера спора и у него нет адресата человека, с которым спорят. В стихотворении «Silentium!» нет полемики. Скорее оно утешает отчаявшегося, объясняет растерявшемуся, другому или себе, как жить в мире. «Как бессильна человеческая мысль, так бессильно и человеческое слово. Не удивительно, что в одном из самых задушевных стихотворений Тютчев оставил нам такие суровые советы», - пишет Валерий Брюсов. Первая строфа энергичное убеждение, волевой напор, обращённый к себе ли, к другому ли, но к родному и слабому,
Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ




нуждающемуся в помощи словом со стороны более опытного или просто себя же, но повзрослевшего: «Молчи, скрывайся и таи…». И тут же успокоение: твои чувства от этого не погибнут, но будут жить всё той же жизнью, вставать и заходить в душевной глубине, «как звезды в ночи», «любуйся ими». Старший друг заботливо оберегает младшего; повзрослевший человек учит юного романтика, в душе которого встают и заходят прекрасные звёзды чувств и мечтаний. Такова первая строфа. Во второй строфе энергичный напор, настойчивость уступают место убеждению с помощью логического размышления, доказательств. На три предельно острых вопроса: Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймёт ли он, чем ты живёшь?

следует афористически ёмкое: «Мысль изречённая есть ложь». Вот что пишет по этому поводу В. Брюсов: «Из сознания непостижимости мира вытекает другое невозможность выразить свою душу, рассказать свои мысли другому… Если «мысль», то есть всякое рассудочное познание, есть ложь, то приходится ценить и лелеять все нерассудочные формы постижения мира: мечту, фантазию, сон». Во второй строфе идёт речь о возможности передать словом жизнь сердца и души. «Мысль изречённая» это не просто мысль сказанная, произнесённая, это ещё антоним слову «неизречённая». Значение слова необыкновенный, неописуемый. Следовательно, изречённая это ещё и обыкновенная. Я думаю, что читателям девятнадцатого века этот смысл слова «изречённая» был гораздо более явен, лежал ближе к поверхности, чем для нас. Тютчев необычайно скуп на тропы в «Silentium!». На три строфы три образа: сравнение «Безмолвно, как звезды в ночи», параллель души с незамутнёнными ключами и образ дневных лучей, разгоняющих мир «таинственно-волшебных дум». Звёзды и ключи образы, выражающие внутреннюю жизнь души, дневные лучи символ внешнего мира. Таинственно-волшебные думы это не мысли, это романтические мечтания. Соприкосновения с реальной жизнью они не выдерживают: Их оглушит наружный шум, Дневные разгонят лучи, -

Призывом «Молчи!…» начинается стихотворение, и этим же оканчивается каждая из трёх строф: Любуйся ими и молчи, …………………………… Питайся ими и молчи, …………………………… Внимай их пенью и молчи.

Основываясь на прочитанной мной статье Н. Королёвой, хочу сказать, что лирически стихотворение «Silentium!» выдержано в нейтральном стиле лирики 1830-х годов со словами высокого стиля: «оне», «звезды» вместо «звёзды». Параллельно со словами высокого стиля используется разговорный синтаксис. Пускай в душевной глубине ………………………………… Мнения о размере, которым написано «Silentium!» разделяются. Вот какой точки зрения придерживается Н. Королёва, статью которой я прочитал: «Сказать о “Silentium!”, что это стихотворение написано четырёхстопным ямбом, равносильно тому, чтобы не сказать ничего. Ритмика тютчевского стихотворения и система ударений строки свободны от условно-стихового размера. О размере этого стихотворения возникли фантастические теории, что оно написано ямбом со включением трёх строк амфибрахия… Видимо, к музыке тютчевского стиха должен быть найден другой ключ». Если подойти к раскрытию секрета ритмики тютчевского «Silentium!» с другой точки зрения, то окажется, что оно написано в основном трёхударной строкой: Молчи, скрывайся и таи И чувства и мечты свои Пускай в душевной глубине Встают и заходят оне Безмолвно, как звезды в ночи, - Любуйся ими и молчи.

«Тютчев мастерски умел пользоваться перебоями ритма, подчёркивая ими смысл стиха. На сбое строки, начинающейся

скачать реферат
1 2 3 4

Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ

Внимание! Студенческий отдых и мегатусовка после сессии!


Обратная связь.

IsraLux отзывы Израиль отзывы