Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100




Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ

реферат на тему: Жизнь Каптерева

скачать реферат

Министерство образования РФ Таганрогский Государственный Педагогический Институт

Кафедра общей педагогики

Педагогическая деятельность и взгляды П.Каптерева

Выполнила: Рябчук Ольга студентка 32 группы ф-та литературы и русского языка

I

Научно- педагогическое наследие Петра Фёдоровича Каптерева велико и многогранно. Его труды посвящены разработке важных вопросов дошкольной и школьной педагогики, семейного воспитания и пед. образования, общей и педагогической психологии, истории русской педагогики, дошкольных учреждений. Практический и научный интерес к трудам русского педагога с годами заметно усиливается. П.Ф. Каптерев видный педагог России второй половины XIX начало XX столетия.

II Основная часть 1 Педагогическая деятельность Каптерева П.Ф. Пётр Фёдорович Каптерев родился 7(20) июля 1849г. в семье сельского священника в селе Клёнова Подольского уезда Московской губернии. В семинарии Каптерев увлёкся сочинениями Дж. Локка и Г. Спенсера, впервые познакомился с трудами К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, а также П.Г. Редкина, П.Д. Юркевич и др. русских педагогов. В 1872г. Каптерев окончил Московскую духовную академию, и в том же году совет Петербургской духовной семинарии избрал его преподавателем философских учений. Молодой преподаватель вскоре завоевал уважение коллег и семинаристов, ему доверили заведование воскресной школой, избрали в члены распорядительного совета правления семинарии. Личность Каптерева покоряла окружающих, особенно его интеллект, обширность и глубина знаний. После того как истёк обязательный срок службы в духовном ведомстве за бесплатное обучение в Московской духовной академии, Каптерев покинул семинарию и решил посветить себя науке. Год 1874 знаменательная веха в жизни Каптерева: результаты своих научных изысканий он публикует в нескольких журналах Петербурга. В журнале "Народная школа" (№6,7) в статье "Обучение детей дошкольного возраста" (№8,9) появилась другая его статья "Законы ассоциации психических явлений и их приложение в деле обучения и воспитания", а в следующем номере статья "Как образовать стойкий характер". Осенью того же года журнал "Знание" (№10) публикуют большую статью Каптерева "Этюды по психологии народа (Мифология как религиозное первоначальное и научное мировоззрение человечества)", а в конце года "Народная школа" (№11,12) статью "Эвристическая форма обучения в народной школе". Содержание названных пяти статей заключает в себе главные проблемы, которые Каптерев будет исследовать на протяжении всей своей жизни и которые станут стержневыми в его психолого - педагогическом творчестве. Эти вопросы формирования мировоззрения, содержания и методов обучения, развития ума, характера и воли ребёнка. Разрабатывая лекционные курсы по психологии, дидактике, истории педагогики, Каптерев глубоко изучал отечественные и зарубежные научные источники. С конца 1874г. на протяжении двух лет в популярном среди учителей журнале. "Народная школа" он публикует главы из книги "Педагогическая психология для народных учителей, воспитательниц и воспитательниц", а в 1876г. издаёт ёё полностью как приложение к журналу. В 1877г. книга вышла отдельным изданием. В ней Каптерев попытался психологически обосновался процесс обучения и воспитания , дать учителям не рецептурное пособие по педагогике , а научные знания о психических явлениях , лежащих в основе педагогической деятельности. В истории отечественной психологии и педагогики это был первый завершённый
Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ




труд подобного рода .И самое понятие " педагогическая психология " вошло в научный оборот с появлением книги Каптерева. В самом начале своей деятельности в Петербурге Каптерев познакомился с многими видными педагогами столицы , сгруппировавшимися вокруг журнала "Народная школа" , основанного Ф.Н.Медниковым . В своё здесь сотрудничал К.Д. Ушинский , а во времена Каптерева Н.Ф. Бунаков ,В.И. Водовозов , Л.Н. Модзалевский, С.И. Миропольский и другие. Вскоре П.Г. Редкин , возглавлявший Педагогическое общество , рекомендовал Петра Фёдоровича в члены Педагогического общества , а затем в совет Петербургского фребелевского общества , при котором действовали частные педагогические курсы по подготовке воспитательниц детских садов . На курсах параллельно с работой в духовной семинарии с осени 1874 г. Каптерев читал лекции по психологии , истории педагогики, проводил практические занятия . Под его руководством слушательницы учились наблюдать за детьми в детском саду и анализировать результаты своей работы. Научная и преподавательская деятельность Каптерева на курсах Фребелевского общества продолжалась почти четверть века (до 1898 г.). За эти годы он многое сделал для развития практики и теории дошкольного воспитания в России. В своих первых статьях и публичных лекциях для членов Общества Каптерев не только глубоко и разносторонне освещал вопросы воспитания детей до школы , но и по-новому решал проблемы дошкольного воспитания , в особенности детских игр , их роли в развитии ума и всей личности ребёнка. Своими трудами он привлек внимание родительской общественности к делу правильного воспитания малышей , познакомил её с научными основами дошкольной педагогики. После ухода из духовной семинарии (1878) Каптерев был принят на службу по ведомству учреждений императрицы Марии (так называемое Маринское ведомство)* и шесть лет преподавал педагогику на педагогических курсах при петербургских женских гимназиях. По вольному найму (совместителем) Каптерев преподавал логику и психологию в Александровском лицее (в 1882-1885 гг.). В первой половине 1883 г. вышло переработанное издание "Педагогическоей психологии" , в котором Каптерев заменил некоторые главы новыми , усилил объяснительную часть и сократил описательную. Критика оценила эту книгу как новый труд , а не как переиздание прежнего. Реакционный еженедельник "Гражданин" назвал её "безумной педагогикой" за то , что в ней давалось материалистическое объяснение происхождения человеческого сознания , отвергалась врождённость идеё (о боге , о христианской нравственности и др.) . Вслед за анонимной рецензией последовал донос в цензуру на литографированные лекции по логике и психологии , выпущенные

*Управление , ведавшее в дореволюционной России некоторыми женскими учебно-воспитательными учреждениями . Ведёт начало от основанного в 1796 г. Воспитательного общества благородных девиц , возглавлявшегося императрицей Марией Фёдоровной (отсюда название с 1854 г.). слушательницами педагогических курсов. Для рассмотрения этих лекций была назначена экспертная комиссия , от имени которой профессор духовной академии М. Коринский дал заключение , в целом благожелательное для Каптерева , но в вопросе о соответствии нервных явлений психическим привёл несколько толкований. Основываясь на них , Каптерева обвинили материализме, безбожии , подрыве христианской нравственности , следовательно , в нарушении устава педагогических курсов.

Каптерев был отстранён от преподавания с осени 1884 г. (он вынужден

скачать реферат
1 2 3 4 ...    последняя

Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ

Внимание! Студенческий отдых и мегатусовка после сессии!


Обратная связь.

IsraLux отзывы Израиль отзывы