Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100




Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ

реферат на тему: Особенности жанра "страшного" рассказа А.Г. Бирса

скачать реферат

человеческого страха является одной из своеобразных особенностей фантастических новелл писателя, знаменуя его вклад в этот жанр американской литературы. Ужас психологическая пружина большинства наиболее характерных рассказов Бирса. В самом деле вот лишь некоторые из них: «Человек и змея», «Без вести пропавший», «Случай на мосту через Совиный ручей», «Соответствующая обстановка», «Дело при Коултер Нотч», «Чикамога», «Проклятая тварь», «Кувшин сиропа», «Паркер Аддерсон философ», «Джордж Терстон», наконец, «Глаза пантеры» рассказ, в котором действует наследственная травма ужаса. Так замыкается круг: ужас перед жизнью и неуважение к человеку как осадок от застоявшейся, невыговоренной сатиры; мнимая опасность как испытание, которому Бирс подвергает своих героев; ужас пред этой опасностью как показатель внутренней слабости и неустойчивости его героев. Как общий результат налицо судорога боли, оцепенение людей перед удавом ужаса, какое-то каталептическое состояние, в котором времени больше нет, когда в один миг пережита вновь вся жизнь («Случай на мосту через Совиный ручей») или жизнь протекает как сон, а потом взрывается в одно мгновение («Заполненный пробел»). Время перегружается переживаниями до отказа. Так, например, действие рассказа «Без вести пропавший» укладывается в двадцать две минуты, а за это время человек не только умирает, но в несколько минут агонии становится из юноши неузнаваемым для своего родного брата стариком. Течение времени в его рассказах рассматривается сквозь призму человеческого восприятия. Субъективность восприятия объективных величин является одной из основополагающих категорий романтической эстетики и Бирс охотно использует ее в своих рассказах. Тема страха интересует писателя и в его военных рассказах, где война является своего рода творческой лабораторией, в которой до предела обнажаются все самые сокровенные тайники человеческой души, неподвластные исследователю в обыденной жизни. Однако использование «страшного» в искусстве подчинено закону условности (это автор отмечал в «Эссе о карикатурах»). Истинный художник, по убеждению Бирса, должен обладать чувством меры и силой сдержанности, так как неограниченное воображение разрушает свою собственную цель и делает смешным то, что задумано ужасным. Подчас недостаток чувства меры в нагромождении ужасов свойственен самому Бирсу (рассказ «Заколоченное окно»). Вдохновитель Бирса необычайное, оно подсказывает ему темы на грани возможного, на грани вероятного, на грани переносимого человеком. Новеллы Бирса - это прежде всего анатомирование человеческих страхов, анализ состояний аффекта, маний. Фон событий, сама обстановка разработаны Бирсом с предельной тщательностью, все равно, объяснение ли это возможной природы невидимого чудища, которое будто бы окрашено в «инфра- или ультрацвет», выходящий за пределы воспринимаемой человеком цветовой гаммы ( рассказ «Проклятая тварь») или случай скрытой амнезии («Заполненный пробел»), предвосхищение идеи радио («Для Акунда»), появление механического человека-«робота» («Хозяин Моксона»). Его догадки поразительны по смелости. В «Хозяине Моксона» он воплотил смехотворную, по тогдашним понятиям, идею разумности материи понадобятся десятки лет, чтобы задуматься над этим предположением всерьез. Восстание машины против своего творца, заполнив страницы научно-фантастических романов, станет актуальным сюжетом уже в наши дни. Бирс написал об этом в новелле, датированной 1890 годом. Бирсу всегда хотелось заглянуть вглубь, исследовать
Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ




человека в обстоятельствах особых, чрезвычайных, испытать на излом. Война предоставила неисчислимое количество подобных ситуаций невероятных, необычайных, но тем не менее реалистически правдоподобных. Ситуаций, похожих на те, которые он сам наблюдал, в которых сам участвовал, о которых ему рассказывали очевидцы. Он сражался в армии северян, но по его рассказам этого не определить, - война у него, всякая война кровавое, бессмысленное побоище. Такой взгляд на войну был тогда распространен. Это еще война не современная, во многом не оторвавшаяся от поединка древних. К далеким временам восходит преклонение перед личным мужеством в рассказе «Убит под Ресакой» или поведение генерала в рассказе «Паркер Аддерсон, философ». Изображение войны так важно для Бирса не потому только, что это часть его биографии, личный опыт, но и потому, что на войне обнажается сокровенная сущность человека, то, что в мирное время могло лежать под спудом на дне души и остаться тайной для всех и для него самого. В изображении войны много беспощадной правды. Его война не парадная, не приукрашенная, и хотя романтика войны, по замечанию критиков (в т.ч., Орловой Р.) у него еще сохраняется (как тенденция времени), с Бирса ведет свою историю американская проза о войне о настоящей войне, там, где льется кровь, а не той, где современные рыцари без страха и упрека с завидной легкостью совершают подвиги за подвигом, вдохновляясь высокими словами и воспоминаниями об ангелоподобной невесте. Один из его рассказов «Убит под Ресакой», где такого рода стереотипы, которыми изобиловала скороспелая беллетристика о Гражданской войне, развенчаны со всей присущей Бирсу ненавидящей иронией. «Лучший офицер полка» лейтенант У. Брэйл в любом сражении не кланялся пулям, шел с высоко поднятой головой и хотя храбрость его была явно безрассудна, все невольно им восхищались. Смерть его изображена несколько необычно для Бирса это смерть, окруженная почтительным восхищением и соратников, и противников, ничуть не похожая на обычную в его рассказах отвратительную, уродливую смерть, пусть и приведшая к бессмысленной кровавой бойне. Но финал этого рассказа по новому освещает начало: сослуживец обнаруживает в вещах убитого письмо от кокетливой дамы, и поначалу ему кажется, что это «обыкновенное любовное письмо» но именно оно и объясняет причины столь отважного поведения лейтенанта в бою это равно и не истинный патриотизм и не самоотверженное служение во славу дамы сердца а лишь стремление Брэйла опровергнуть слух, что в одном из прежних сражений он показал себя трусом! И какую бы из военных новелл Бирса ни открыть, в ней обязательно даст себя почувствовать жажда подлинности. Ее оценят многие восприемники уроков писателя от Стивена Крейна до Хемингуэя и других, пришедших в литературу сразу после 1945 г. Свой первый сборник новелл он хотел озаглавить просто: «Рассказы о военных и штатских». В конце концов название стало подзаголовком. Английский издатель придумал другое название «В гуще жизни» или «Средь жизни» (In the Midst of Life, 1892). Ему вспомнилась строка из англиканской заупокойной молитвы: «Средь жизни мы в лапах у смерти». Идею Бирса этот стих предает афористично и точно. Смерть была истинной главной героиней рассказов, собранных в его книге и не оттого лишь, что книга была по преимуществу о военных событиях. Через несколько лет автор заметит в одном своем письме: «Когда я спрашиваю себя, что сталось с юным Амброзом Бирсом, который сражался под Чикамоге, мне приходится отвечать, что

скачать реферат
1 2 3 4 5 6 7 ...    последняя

Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ

Внимание! Студенческий отдых и мегатусовка после сессии!


Обратная связь.

IsraLux отзывы Израиль отзывы