Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100




Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ

реферат на тему: Вводные вставные конструкции в поэзии М.Ю. Лермонтова

скачать реферат

Особенно частотно сочетание слов «может быть» и «быть

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1968. С.347.

- 23 - может». Данное словосочетание имеет нейтральную окраску и употребляется в трагических строках, связанных с войной, со смертью, с расставанием, в размышлениях поэта над жизнью, над судьбой : Ужель единый гроб для всех Уничтожением грозит? Как знать: тогда, быть может, стих Полмертвого воспламенит ( I, 232 ) Ах!.. вспомни обо мне тогда… Тогда!.. Быть может, уж могилой Желанной скрыта буду я ( II, 194 )

Вводные конструкции, выражающие различную степень достоверности сообщаемого «кажется», «верно», «право» имеют в лирике М.Ю. Лермонтова оттенок разговорности. Вводное слово «кажется» автор использует в размышлениях, нередко в самокритике : Я счастье, казалося, привлек, Когда его навеки отнял рок ( II, 238 ) Я счастлив был, не ведомый никем, Казалось, я покоен был совсем ( II, 234 )

Вводное слово «верно» Лермонтов использует в обращении к другу, любимой, к близким :

- 24 - И если б мог я эту грудь Перед тобою развернуть, Ты, верно, не прочел бы в ней, Что я преступник иль злодей ( II, 335 ) Для выражения своих чувств автор использует вводное слово «право» : Что ж вышло? Право, смех и жалость Сковала душу мне усталость ( II, 7 ) Признаться, право, было б жаль Мне опечалить их… ( I, 70 ) Используются вводные конструкции, выражающие различную степень достоверности сообщаемого, в философских стихотворениях молодого Лермонтова ( «Отрывок», «Ночь II», «1831 июня 11 дня» ) : Ужель единый гроб для всех Уничтожением грозит? Как знать? Тогда, быть может, смех Полмертвого воспламенит ( I, 232 ) И, может быть, она опять придет В другой залив, но там уж не найдет Себе покоя… ( I, 198 ) Вводно обобщительное слово «бывало» связано с темой воспоминания: Бывало, для забавы я писал Тревожимый младенческой мечтой; Бывало, я любовию страдал, И с бурною пылающей душой ( II, 262 ) - 25 - Бывало, я у башни угловой Сижу в тени, и солнце луч осенний Играет с мохом в трещине сырой ( II, 71 ) Устаревшее слово «мнится» используется автором, в основном, в любовной лирике : Я в одиночестве кидал свой взгляд смущенный На стены желтые, и мнилось, тени в них Сходили медленно до самых ног моих ( I, 253 ) Нарочно, мнилося, она Была для счастья создана ( I, 286 ) Большое количество вводных единиц, используемых Лермонтовым, встречается в диалогах персонажей : В ответ сказала тихо мне она : «Итак, прости навек, любезный мой, Жестокий друг, обманщик дорогой» ( II, 225 ) Вот, например, приятель мой Владеет он изрядным слогом ( I, 52 ) Невольно страх в душе ласкаешь Но ты все понял, ты все знаешь И сжалишься, конечно, ты ( II, 136 ) Устная речь обладает более красочными, лексически разнообразными и более экспрессивными видами модальных слов… Устная речь эффективнее и активнее, чем книжный язык. Поэтому в ней больше модальных оттенков, и

- 26 - они ярче. Речь главного героя поэмы «Мцыри» насыщена разнообразными по семантике вводными конструкциями, которые придают речи трагический оттенок, что вызывает боль и сочувствие у читателя : Меня могила не страшит : Там, говорят, страданье спит ( II, 54 ) Тебе, я знаю, не понять Мою тоску, мою печаль ( II, 60 ) Но, верь мне, помощи людской Я не желал… я был чужой ( II, 62 ) Знай, это пламень с юных дней Таяся жил в груди моей ( II, 63 ) Казалось, что слова
Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ




людей Забыл я и в груди моей Родился тот ужасный крик ( II, 64 ) Нередко значения вводных конструкций помогают автору в создании литературно художественного портрета героя : 1) описание внешности персонажа, его действий, жестов: Казалось, вся она была слита, Как гурии, из сумрака и света ( II, 314 )

____________________________________________________________________ Виноградов В.В. Русский язык. ( Грамматическое учение о слове ) : - Учеб. пособие 3-е изд., испр. М., 1986. С.609.

- 27 - Он был, казалось, лет шести Как серна гор, пуглив и дик И слаб, и гибок, как тростник ( II, 51 ) Взглянул на небо молча князь, И наконец, отворотясь Он протянул Селиму руку ( II, 385 ) 2) передача психофизиологического состояния героя : Чем боле улыбалось счастье мне, Тем больше я терзался в глубине, Я счастье, казалося, привлек, Когда его навеки отнял рок ( II, 238 ) Я счастлив был; не ведомый никем, Казалось, я покоен был совсем ( II, 234 ) 3) раскрытие внутреннего мира героя : Но в диком сердце бушевало, Казалось, тайная гроза ( II, 300 ) Не стыд но горькая досада Героя медленно грызет : Жизнь побежденным не награда : Он на друзей не кинул взгляда И, мнится, их не узнает ( II, 392 ) Итак, функции вводных конструкций, благодаря широким стилистическим возможностям, разнообразны.

- 28 - В текстах М.Ю. Лермонтова вводные единицы по своей экспрессивной окраске принадлежат большинство к нейтральному или разговорному стилю. Используются нередко в прямой речи и в диалогах героев. Чаще всего М.Ю. Лермонтов вводные компоненты употребляет в ранней лирике.

- 29 Глава 3. Вставные конструкции в поэтической речи М.Ю. Лермонтова. Всего привлечено к описанию около 70-ти осложняющих конструкций, которые большей частью встречаются в поэмах. 3.1 Пунктационное оформление вставок. Пунктационный критерий играет немаловажную роль при синтаксической квалификации явления, хотя его и нельзя считать абсолютным и самодостаточным. В тексте вставные конструкции выделяются чаще всего круглыми скобками или двойным тире. Скобки возникли раньше, чем тире. О них М.В. Ломоносов писал как о знаке «вместительном». Скобки «лучше всего передают факультативность и отчужденность вставки и употребляются как более сильный выключающий знак, чем тире». «Еще со времен «Евгения Онегина» Пушкина стало традиционным скобочное оформление вставных конструкций в стихах. Видимо, скобки в поэтическом тексте выполняют и экспрессивные функции, создавая подтекст». В текстах М.Ю. Лермонтова большинство вставных структур оформлено с помощью скобок, но имеются случаи выделения вставок и тире : Раз это было под Гихами Мы проходили темный лес ( I, 62 ) Но я люблю за что не знаю сам Ее степей холодное молчанье ( I, 72 ) Хоть между тем (пожалуй, клясться стану) Ужасно сам похож на обезьяну ( II, 71 )

Ломоносов М.В. Указ. соч. С.437. Коцарь Э.Б. Вводные слова и словосочетания, вводные предложения, вставные конструкции. // Учеб. пособие.- М., 1969. С.15. Акимова Г.Н. Новое в синтаксисе современного русского языка. : Учеб. пособие М., 1990. С.150-151. - 30 - 3.2 Структура вставных единиц. Ярко выраженное общее функциональное назначение вставных конструкций объединяет разнообразные по грамматической оформленности единицы : от минимальной и простейшей (например, только восклицательный или вопросительный знак, передающий отношение к мысли) до сложного предложения и даже целого абзаца. Синтаксическое строение вставочных компонентов

скачать реферат
первая   ... 8 9 10 11 12 13 14 ...    последняя

Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ

Внимание! Студенческий отдых и мегатусовка после сессии!


Обратная связь.

IsraLux отзывы Израиль отзывы