Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100




Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ

реферат на тему: Москва и московские князья 14-15 вв. Иван Калита

скачать реферат

допетровского времени . Двор великого князя и двор митрополита помещались в непосредственном соседстве ; светская власть нашла себе духовную опору , поддерживая ,в свою очередь , всей своей гражданской мощью главу русской церкви митрополита . Так , маленький Кремль Калиты уже вместил в себя зародыши другого , более позднего «царствующего града Москвы» . Утверждение митрополичьего престола в Москве было ударом по тверским князьям , претендовавшим на первенствующую роль среди русских князей . Поэтому ожесточенная борьба между Тверью и Москвой за преобладание сопровождалась такой же борьбой за митрополичий престол . В то время Юрий Данилович тягался в Орде за великое княжение с Михаилом Ярославовичем , монах одного из тверских монастырей по имени Акиндин подал константинопольскому патриарху жалобу на митрополита Петра . Акиндин был только орудием в руках тверского князя , но для митрополита Петра возникла явная опасность низвержения с митрополичьего стола , так как патриарх уже обещал Михаилу Ярославовичу поставить в митрополиты «…кого восхочет боголюбство твое». Однако низвержение митрополита задевало интересы многочисленного духовенства , трогать которое избегали даже золотоордынские ханы . Кроме того , обвинение Петра в симонии , в том что он возводил в духовный сан за деньги , едва ли могло сильно скомпрометировать Петра . Ведь покупка и продажа церковных должностей в середине века явления постоянные . В самой Византии они практиковались еще больше , чем на Руси . Петр же был политиком настойчивым и смелым ; найдя поддержку у московских князей , он сблизился с ними и не забыл оказанных ему услуг . Петр подолгу оставался жить в Москве , где умер и был похоронен (20 декабря 1326 г. ) . Московские князья по-своему воспользовались его смертью и добились от константинопольского патриарха канонизации Петра , сделавшегося первым «московским и всея Руси чудотворцем» . Преемник Петра грек Феогност окончательно утвердил митрополичье место за Москвой , которая с этого времени сделалась гражданской и церковной столицей Руси . О близости Петра к Ивану Даниловичу уже в 15 в. рассказывали легенды , имевшие некоторое основание в действительности . В житии Пафнутия Боровского находим такой рассказ : «О видении сна великого князя Ивана Даниловича .Той же благочестивый великый князь Иван Данилович виде сон . Мняшесь ему зрети , яко гора бе велика , а на верх ея снег лежаше , и зрящу ему абие истояв снег и згыбе . Возвести же видение преосвященному Перу митрополиту всея Русии . Он же рече ему : «Чадо , гора аз смиренный . Преж тебе мне есть отити от жизни сея а тебе по мне .» И первие преосвященный Петр митрополит всея Руси преставися , потом князь великий Иван Данилович преставись» . Поддержка церкви обеспечила московскому князю пеобладание над другими русскими князьями . С необыкновенной силой эта поддержка сказалась в 1329 г. , когда Калита ходил выгонять из Пскова тверского князя Александра Михайловича . Калита прибегнул к помощи митрополита Феогноста , который послал «проклятье и отлучение от церкви на князя Александра и на псковичь» . Православная церковь использовала любимое средство римских пап , столь часто издававших интердикты , или отлучения от церкви . Оно было грозным оружием в руках духовенства , действовавшим как удар молота на слабые души скверных людей : закрывались церкви , прекращалось богослужение , переставали крестить младенцев , венчать вступающих в брак , даже отпевать покойников . Страх отлучения заставил Александра
Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ




Михайловича покинуть Псков , чтобы проклятье не легло на город . Так пишет летописец , симпатизирующий тверскому князю . Новгородский автор пишет проще : «Псковичи выпроводиша князя Олександра от себе» .

Глава 5. Заключение .

Со второй половины 15 в. Москва стала столицей образовавшегося Русского централизованного государства . Всвязи с этим неизмеримо выросло ее политическое , культурное и экономическое значение .С этого времени все важнейшие события в жизни русского народа связаны с Москвой , которую В 14-15 вв. Москва становится культурным центром всего русского народа . В Москве возникли общерусские летописные своды , развивавшие идею единства Русского государства , создался цикл повестей о Мамаевом побоище (Куликовской битве) , в том числе поэма «Задонщина» .Московская архитектура , живопись и прикладное искусство достигли высокого уровня , положив начало так называемой московской школе . Крупнейшим московским художником конца 14 1-й трети 15 вв. был Андрей Рублев .писатели того времени называют «царствующим градом» . Список литературы

1. Канторович И. В. Из истории Москвы . / М. 1997. 2. Прохоров А. М. Большой энциклопедический словарь . / М. 1991 . 3. Тихомиров М. Н. Древняя Москва 12 15 вв. / М. 1992 . 4. Большая советская энциклопедия .

скачать реферат
1 2 3

Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ

Внимание! Студенческий отдых и мегатусовка после сессии!


Обратная связь.

IsraLux отзывы Израиль отзывы