Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100




Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ

реферат на тему: Никольская улица

скачать реферат



Никольская улица

Никольская улица вторая по древности улица нашей столицы. Возникновение Никольской улицы относится к XIII веку, когда на месте современной улицы появилась дорога к Кремлю и посаду из Ростова Великого, Суздаля и Владимира. В 1292 году на ней был основан Богоявленский монастырь, а в 1390 году недалеко от него был сооружен другой монастырь - Николы Старого. С конца XIV до середины XVI века улица называлась и Никольской - по монастырю Николы Старого, и Сретенской, составляя часть современных улиц Лубянка (Дзержинского) и Сретенки, и только когда в 1534-1538 гг. стена Китай-города отрезала ее от Сретенки, она стала называться Никольской - по монастырю. Первый раз это название упоминается в летописях 1547 года. В 1553-1563 гг. Иван Грозный построил рядом с Никольским монастырем Печатный двор - первую на Руси типографию, которой в 1564 году была выпущена одна из первых печатных книг - “Апостол”. Выход ее вызвал бурный протест переписчиков книг, у которых печатание отнимало заработок. Но это было только внешнее проявление общественно- политической борьбы, которую вело реакционное боярство и высшее духовенство против преобразовательной деятельности Ивана Грозного, проводниками которой являлись первопечатник Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец. Борьба дошла до того, что переписчики обвинили Ивана Федорова и Петра Мстиславца в волшебстве, за которое им грозило сожжение на костре, и они, несмотря на покровительство царя, вынуждены были бежать в Литву, взяв с собой часть оборудования типографии. Последняя была переведена в Александровскую слободу, в которой тогда проживал Иван Грозный, но скоро возвращена в Москву, где под разными названиями просуществовала до 1918 года. С 1703 г. здесь, под руководством Петра I, печаталась первая русская газета “Ведомости”. С 1711 г. ее печатание производилось и в Петербурге и только в 1720 г. окончательно перешло туда. Здание типографии, упомянутое в 1645-46 гг. в “Описи повреждениям стен Кремля, Китая и Белого города” было недавно обнаружено внутри Печатного двора; над ним надстроено другое здание, закрывшее его снаружи. Деревянные здания на Печатном дворе горели дважды - в 1611-1612 и 1626 годах. Новое, каменное двухэтажное здание с башней в 27,7 м высотой было построено в 1642-1645 гг. Строили его Шарутин и Неверов. В 1654 г. все деревянные здания во дворе были разобраны, и в 1656 г. на их месте построены каменные здания. В 1814 году на месте старой постройки Шарутина, выходящей на Никольскую улицу, было возведено новое, готическое здание. Строили его архитекторы Бакарев и Мироновский. Привлекают взгляд в этом здании ажурная резьба белокаменных полуколонн, стрельчатые своды окон, двое солнечных часов, укрепленных над порталами здания, рельефные фигуры льва и единорога в центральной части фасада, две потемневшие каменные плиты со старинными надписями, вмурованные в стены. Здание служило главным помещением бывшей Московской синодальной типографии, причем, чтобы подчеркнуть, что раньше это был древний Печатный двор, архитектор поместил на фасаде его старинную эмблему - лев и единорог, символ могущества единодержавной власти. Внешний вид здания более чем за полтора столетия почти не изменился. Но это не единственный и даже не основной памятник архитектуры. За этим зданием - одна из жемчужин московского средневекового зодчества. Там, за фасадом, сберегся особый уголок Москвы - почти сказочные каменные двухэтажные палаты XVII столетия. Построены они в 1679
Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ




году артелью каменщиков Дмитриева и Артемьева. Здание возводилось в непосредственной близости от китайгородской стены, вдоль нее, с частичным использованием стен и фундаментов более древних разобранных зданий. В 1612 г. по Никольской улице войска князя Дмитрия Михайловича Пожарского гнали отступавшие к Кремля войска поляков. В начале XVIII века у Воскресенских ворот, между Никольской улицей и стеной Китай города, находился Земский двор. В объяснении к Годуновскому чертежу Москвы 1605 года сказано, что в нем находились “городские судилища”, в объяснении же к Сигизмундову плану 1610 года - “земский приказ и канцелярии”. Олеарий в 1634 году называл это место Земским двором. В цитированной выше “Описи” сказано: “От Неглиненских (Воскресенских) ворот к востоку с внутренней стороны Китайской стены был навес для хранения железных ядер, занимавший и 10 печур в стене. За ядерным навесом шел у стены навес Земского двора, а под тот навес ... сделана труба в нижний бой ... можно человеку пройти”. Труба отводила в Неглинную сточные воды из Китай-города и так разрушила нижнее отверстие в стене, что здесь образовался “лаз”, сокращавший путь с улицы к реке Неглинной. Находившиеся поблизости ворота в стене в это время были уже заложены. В конце XVII века Земский приказ находился на месте, где сейчас Исторический музей. В 1660 г. с западной стороны Никольского монастыря был построен Спасский монастырь, известный под именем Заиконоспасского, так как стоял за расположенным по Никольской улице Иконным рядом. “В 1665 г. в Заиконоспасском монастыре на Никольской улице была устроена школа, для которой были выстроены особые деревянные хоромы. В школе ученики должны были “учитца по латыням” и “грамматическому учению”. Возглавлял ее Симеон Полоцкий (умер в 1680 г.). Первоначально учащиеся были набраны из молодых подъячих разных приказов. В их числе находился и подъячий Приказа тайных дел Семен Агафонович Медведев, впоследствии постригшийся в монахи под именем Сильвестра и ставший известным писателем и ученым. Эта школа готовила образованных подъячих для центральных правительственных учреждений. Знание латинского языка, как международного, было важно для чинов Посольского приказа. В 1680 г.открылась школа и при Печатном дворе. Преподавал в ней русский иеромонах Тимофей, долгое время проживший в Палестине и на Афоне и хорошо знавший латинский и греческий языки, а помощником его был назначен грек Мануил. Вначале в школе было 30 человек, изучавших греческий язык; в 1685 году число учащихся возросло до 56, в 1686 - до 66. Кроме того, 166 человек учились славянскому языку. Таким образом, общее число учащихся достигало 232 человек. Ученика набирались из разных сословий. Все эти начинания завершились в 1687 г. созданием Славяно-греко-латинского училища, которое стало называться потом Академией и явилось первым опытом организации высшей школы в Москве. По первоначальному плану училище отнюдь не было исключительно церковным учебным заведением. Оно должно было давать широкое общее образование: “Учение свободных мудростей, ими бо возможно обрести свет разума души”; в его программу входил весь цикл средневековой схоластической школы, все “семена мудрости”, начиная от грамматики и кончая философией “разумительной, естественной и нравной, даже до богословия”. В качестве преподавателей Славяно-греко-латинского училища были приглашены, по рекомендации восточных патриархов, учены греки братья Иоанникий и Софроний Лихуды, поселенные вначале в Никольском греческом монастыре,

скачать реферат
1 2 3

Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ

Внимание! Студенческий отдых и мегатусовка после сессии!


Обратная связь.

IsraLux отзывы Израиль отзывы