Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100




Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ

реферат на тему: Психолого-педагогические и организационные основы функционирования самодеятельного хорового коллектива

скачать реферат

московский государственный УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ (МГУК)

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ "Прикладные аспекты музыкальной педагогики"

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА (хоровая педагогика)

Автор: Тараканова Елена Владимировна

Курс: III Факультет: КНМТ (з/о) Специальность: Академ. хор

МОСКВА 1998

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3 Руководитель самодеятельного хора как педагог-организатор. 5 Особенности организации самодеятельного хора 6 Материально-техническая база и основные фонды. 6 Реклама и информация 7 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКОГО СОСТАВА 7 ОРГАНИЗАЦИЯ РЕПЕТИЦИОННОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 9 Руководитель хора как генератор традиций 9 Организация занятий и методы разучивания репертуара 9 Педагогическое значение хорового распевания 10 Разучивание репертуара. Психолого-педагогические особенности 11 "Педагогика сотрудничества" 13 Психолого-педагогические особенности расположения хора 14 ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В САМОДЕЯТЕЛЬНОМ ХОРЕ 16 Некоторые методы и приёмы музыкально-педагогической работы 16 "Фундамент музыкальности" или музыкальное обучение артистов хора 17 КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ 19 Виды и особенности концертных выступлений 20 ВЫВОДЫ 21 Использованная литература и источники 23

ВВЕДЕНИЕ

"Идите в хоры и обретёте гармонию" (Роберт Шоу)

В педагогической формуле профессора Б.В.Баранова представлено определение хоровой культуры нации как совокупности трёх взаимосвязанных составляющих:

· хорового творчества (создание репертуара); · хорового исполнительство (реализация репертуара); · хоровой педагогики (как совокупности методологий обучения творчеству и исполнительству).

В работе самодеятельных (в современной терминологии "некоммерческих") хоровых коллективов как нельзя лучше подтверждается истинность этого определения: руководство самодеятельным хором сложная и ответственная работа, включающая в себя элементы всех трёх перечисленных составляющих. Репетиционная и концертно-исполнительская деятельность доставляет не только радость творчества, но и является систематическим тяжелым трудом, отнимающим много сил и энергии у каждого участника хора. Без грамотного музыкально-педагогического подхода со стороны руководителя хоровой коллектив не добьется заметных художественных результатов, что непременно приведёт к его распаду.

В последние несколько лет обосновано возрос интерес к хоровой педагогике. На фоне пресыщенного хорового рынка происходит массовое образование хоровых коллективов и столь же массовый их распад. Комплексное исследование этого явления, проведённое в Академии хорового искусства п/у Г.А.Струве, выявило ряд "узких мест" в процессе функционирования типового самодеятельного хорового коллектива. В частности, стало очевидным, что одной из основных причин самоликвидации самодеятельных хоровых коллективов является низкое качество музыкально-педагогической и психолого-педагогической работы. То есть факторов, имеющих не только обучающее, но и воспитательное значение. С одной стороны в ряде самодеятельных коллективов ярко выражено отсутствие или недостаточно высокое качество учебной работы, призванной повышать вокально-исполнительский и профессиональный (насколько этот термин возможен в контексте художественной самодеятельности) уровень хорового
Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ




коллектива. С другой стороны недостаточное качество (или вообще отсутствие) работы психологического характера, направленной на воспитание участников коллектива и формирование особой среды человеческих отношений. Общеизвестно, что человеческие отношение внутри отдельно взятого творческого коллектива являются одной из определяющих начал его нормального функционирования и творческого развития. Известный американский педагог и хоровой дирижер Роберт Шоу сказал на одной из педагогических конференций, что: "…если в хоре два певца, стоящих рядом, в одной партии, ненавидят друг друга, то унисон между ними однозначно невозможен! Нет унисона в партии звучание всего хора невозможно считать полноценным…". Это утверждение вызывает немало споров среди теоретиков хорового искусства, однако хоровая и педагогическая практика автора работы не раз заставляла убедиться в истинности этого интересного высказывания.

Целью настоящей курсовой работы является обобщение ранее описанных и наиболее близких автору методов "расшивки узких мест" в музыкально-педагогической и психолого-педагогической работе в самодеятельных хоровых коллективах. При этом представляется недальновидным воспринимать хоровую педагогику в отрыве от организационных особенностей функционирования хорового коллектива, т.к. оба этих гибких явления неразрывно связаны между собой и подвержены значительному взаимному влиянию. Описываемые методы были изучены и успешно опробованы в Академическом хоре Российского химико-технологического Университета (РХТУ) им. Д.И. Менделеева, где автор с 1993 года работает в должности хормейстера-консультанта.

Руководитель самодеятельного хора как педагог-организатор.

Наиболее сложной частью работы руководителя самодеятельного хора является создание творческого коллектива любителей хорового пения. В этом коллективе одна из главных задач воспитание уважительных отношений между его участниками, потребности к совместному общению, главной целью которого является хоровое пение. Подлинная увлеченность хоровым пением возникает не сразу. Нужна система психологических контактов, способных сплотить людей в единый коллектив: совместное посещение художественно-творческих мероприятий, вечера отдыха, диспуты по различным проблемам жизни и т.д. Во всей этой работе значение руководителя хора трудно переоценить. Создание спаянного дружбой и любовью к хоровому пению коллектива невозможно без глубокого уважения и даже расположения его участников к своему руководителю. Руководитель хора должен внимательно относиться к каждому участнику хора, знать его трудности и заботы, уметь добрым советом и конкретным делом помочь членам хорового коллектива, быть им настоящим товарищем. Руководитель хора должен беззаветно любить не только хоровое искусство, но и многоплановую работу, связанную с организацией коллектива, посвящать этой работе всего себя. В задачу руководителя хора входит:

· подбор репертуара; · музыкально-педагогическая деятельность; · организация и проведение репетиционной работы · концертно-исполнительской деятельности, · организация творческих встреч с различными самодеятельными и профессиональными коллективами, · организация и осуществление гастрольных поездок хора, · деловые контакты.

В задачу руководителя хора входит не только обучение его участников правильным певческим и хоровым навыкам, развитие музыкальности, но и воспитание у них хорошего художественного вкуса, высокой духовности, любви к хоровому искусству.

скачать реферат
1 2 3 4 ...    последняя

Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ

Внимание! Студенческий отдых и мегатусовка после сессии!


Обратная связь.

IsraLux отзывы Израиль отзывы