Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100




Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ

реферат на тему: Реферат по этнологии

скачать реферат



Реферат по этнологии

студента РГУ ОЗО II курс I семестр факультет история 3-я группа Иванова Александра Народная сказка как этнографический источник

I. Вступление. II. Народная сказка как этнографический источник. 1) Формы и жанры народной прозы (сказки, былины). 2) Особенности народного фольклора. 3) Особенности волшебных или фантастических сказок. Основные действующие лица таких сказок. 4) Коллективные творческие усилия народа при создании сказок. III. Заключение

Величайшее богатство народа- его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах, былинах, сказках. Меткий и образный русский язык особенно богат сказками. Их тысячи. Как на крыльях они перелетают из века в век от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость... Различны эпохи породившие сказки. Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлялись в чеканных народных былинах и сказаниях. Из бездны времен дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни, радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истины и уродство предрассудков. *1 «Вечером* слушаю сказки- и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»- записал А.С. Пушкин в 1824г. в Михайловском. Драгоценными историческими документами называл русские сказки В.Г. Белинский, подчеркивая при этом их социальное звучание. Еще об одной важной особенности сказок- их способность «заглядывать вперед», выдумке писал А.М. Горький: «О коврах самолетах, фантазия сказочников знала за десятки веков до изобретения аэроплана, о чудесных скоростях передвижения в пространстве предвещала задолго до паровоза, до газо- и электромотора». Формы и жанры народной прозы не менее разнообразны, чем поэзии: это предания и легенды (включая древнейшие из них- об основании Киева о Евпатии Коловрате, о граде Кетеже, пословицы, поговорки, заговоры, загадки и конечно в первую очередь сказки *2). Сказки- прекрасное творение искусства. Наша память неразлучна с ними. В простодушных и нехитрых историях о лисе и волке, цапле и журавле, дурачке Емеле, чудесах царевны лягушки нас привлекает острота социального смысла, неистощимость выдумки, мудрость жизненных наблюдений. С необычайной щедростью, во всем великолепии явлены в сказках сокровища народной разговорной речи. Гибкостью, тонкостью смысла, многообразием и обилием оттенком, слово о сказке удивляло даже самых взыскательных художников. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве как только начинает говорить. Школьник встречается со сказками и в букваре, и в первых книгах для чтения и при изучении литературы в старших классах, когда знакомится с произведениями писателей- классиков. Из сказок подросток узнает, что счастье не мыслится без труда, без стойкости нравственных принципов. В сказках неизменно осуждаются насилие, разбой, коварство, черные деяния. Сказка помогает ребенку укрепиться в самых важных понятиях о том, как жить, на чем основывать отношение к своим и чужим поступкам. Сказочная фантастика утверждает человека о светлом понятии
Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ




жизни, полной забот и свершений. Преследуя социальное зло, преодолевая жизненные препятствия, разоблачая козни против добра, сказки зовут к преобразованию мира на началах человечности и красоты. В своей работе я сделал попытку охарактеризовать русские народные сказки в целом, раскрыть их идеи и образы, показать особенности сказочного стиля. 3*

I. Ученые по разному толковали сказку. Одни из них с безусловной очевидностью стремились охарактеризовать сказочный вымысел как независимый от реальности, а другие желали понять, как в фантазии сказок преломилось отношение народных рассказчиков к окружающей действительности. Считать ли сказкой вообще любой фантастический рассказ или выделять в устной народной прозе и другие ее виды- сказочную прозу. Как понимать фантастический вымысел, без которого не обходиться не одна из сказок? Ведь даже в детской прибаутке о том, как таракан дрова рубил, а долгоногий журавль на мельницу ездил, не говоря о преданиях и легендах, есть фантастический вымысел и занимательность. Без фантастики немыслима не одна сказка. Такое понимание близко нашим обиходным понятиям о сказке. Мы и сегодня желая указать на несоответствие какой- нибудь речи истине, говорим, что она- сказка. Попытку отличить сказку от других жанров фольклора предпринял более ста лет назад К.С. Аксанов. говоря о различии между сказками и былинами он писал: «Между сказками и песнями, по нашему мнению лежит резкая черта. Сказка и песня различны изначала. Это различие установил сам народ, и нам всего лучше прямо принять то разделение, которое он сделал в своей литературе. Сказка- складка (вымысел), а песня- быль, говорит народ, и слова его имеют смысл глубокий, который объясняется, как скоро обратим внимание на песню и сказку». Аксаков считал что самое характерное для сказок- вымысел, причем сознательный вымысел. С этой трактовкой сказок не согласился известный фольклорист А.Н. Афанасьев: «Нет сказка не пустая складка, в ней, как и вообще во всех созданиях целого народа, не могло быть и в самом деле нет ни нарочно сочиненной лжи, ни намеренного уклонения от действительного мира». Афанасьев был прав, хотя и исходил из особого, мифологического понимания генезиса сказки. Известный советский сказковед Э.В. Померанцева приняла эту точку зрения: «Народная сказка (или казка, байка, побасенка)- эпическое устное художественное произведение преимущественно прозаическое, волшебное, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Последний признак отличает сказку от других жанров устной прозы: сказа, передания и былички, т.е. от рассказов преподносимых рассказчиком слушателям как повествование о действительно имевших место событиях, как бы маловероятны и фантастичны они иногда «ни были». Правильны ли эти определения? «Складка», сознательная установка на вымысел, «целеустановка на развлечение», сочетающаяся с обращением к необычному в повествовании, - все это невозможно признать достаточным для определения сказки. Было время, когда в истину сказочных повествований верили также непоколебимо, как мы верим сейчас историко- документальному рассказу и очерку: Автор новейшей книги «Образы восточно- славянской волшебной сказки Н.В. Новиков привел многочисленные свидетельства собирателей фольклора, которые признавали существование и веры в языческое чудесное». Однако очень часто сказочники сказку считали вымыслом. Поэтому Новиков что признак «верят или не верят рассказчик и его слушатели в реальную возможность» сказочных чудес, не может быть

скачать реферат
1 2 3 4

Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ

Внимание! Студенческий отдых и мегатусовка после сессии!


Обратная связь.

IsraLux отзывы Израиль отзывы