Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100




Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ

реферат на тему: Основание Санкт-Петербурга

скачать реферат

Этой верфи Петр придавал очень большое значение. К концу 1703 года на стапелях Лодейного Поля было заложено сорок три судна. Часть из них в том же году была спущена на воду. Уже летом 1703 года в Петербурге бросили якорь семь судов, построенных в Лодейном Поле, спустившихся по Неве из Ладожского озера. И тем не менее шведский флот, многочисленный и боеспособный, угрожал отвоеванным русским землям в Финском заливе. Как только шведский флот направился на зимовку в Выборг, Петр на яхте вышел в море в поисках места для морского форпоста. Наиболее подходящим местом той цели был остров Котлин. Но оборудовать в короткий срок береговые батареи, которые могли бы простреливать весь южный фарватер, было невозможно. Решили возводить двухэтажный форт, модель которого Петр прислал из Воронежа. Крепость предстояло построить на оконечности мели, идущей от берега к Котлину. Зимой 1703/04 года солдаты свозили на лед лес и строили ряжи. Ряжи заполняли камнями, и весной когда лед начал таять, они силой своей тяжести постепенно опустились на дно. На этом фундаменте соорудили деревянную башню и установили на ней пушки. К сожалению, источники не сохранили нам сведения о деталях конструкции башни и ее размерах. Известно, что она была пятиугольной, трехъярусной, что крепостное «строение было деревянное и земляное».При освящении крепости 7 мая 1704 года присутствовал Петр. Так возник Кроншлотпредшественник Кронштадта. «Содержать сию ситадель с божьей помощью, аще случится, хотя до последнего человека…»4 писал Петр. На мысу Котлина против Кроншлота соорудили деревянное укрепление и поставили там пушки. Старая Ивановская и Новая Ивановская батареи острова Котлина еще более укрепили положение морской крепости в устье Невы. Теперь фарватер простреливался с двух сторон. Подход к Петербургу с моря для вражеского флота был закрыт наглухо. После постройки Кроншлота и возведения батарей на острове Котлин Петр говорил окружающим: «В Петербурге спать будем спокойней». Прошла зима 1703/04 года. Петру стало ясно, что новая крепость город-порт должна стать столицей России. Петр решил порвать с традициями отцов и дедов, |перенести столицу к балтийскому побережью, совместив в ней гавань для торговых судов, базу военно-морского флота, промышленный центр страны. Петра не смущало, что Петербург возник на первом же отвоеванном куске побережья и мог считаться как бы окраиной России. Он стал ее военным, торговым, дипломатическим форпостом и политическим центром. Уже 28 сентября 1704 года Петр писал Меншикову, что он едет в «столицу Питербурх». Город в целом представлял собой несколько слобод с кривыми немощёными улочками и переулками, пустырями, маленькими домиками. Мостов почти не было. Берега рек и каналов ещё не укреплялись, не стали набережными. В первые годы он целиком был деревянным. Среди его зданий выделялся дворец петербургского губернатора А. Д. Меншикова, вначале построенный из дерева, а потом из камня. На левом берегу Невы, там, где позднее был поставлен памятник Петру IМедный всадник, стояла деревянная церковь Исаакия Далматского. За ней тянулись болота и заболоченные луга. Расположенный на малонаселенных низких берегах и островах Невы, город нуждался в хороших подъездных путях. Еще в 1703 году началось строительство гужевых дорог и водных путей. Расширялась старая дорога, которая вела из Новгорода к Невскому Устью, к Канцам. В пределах современного Петербурга она шла примерно по Лиговскому проспекту к площади Восстания, к Кирпичной улице. Здесь она разделялась
Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ




на три дороги: одна шла к Спасскому селу (оно стояло на месте Смольного), другаяк деревне Севино, а третья вдоль Невы, по берегу, к деревне Первушкиной, стоявшей в устье Невы. Но сухопутные дороги не могли удовлетворить потребности города-порта, города-крепости. Надо было использовать водные пути, многочисленные реки и озера северо-запада России. В 1703 году приступили к прокладке Вышневолоцкого канала, который должен был соединить Неву с Волгой. В 1709 году этот канал был закончен, а через девять лет начались работы по прокладке Ладожского канала, значение которого в истории Петербурга трудно переоценить. Петр убедился в необходимости прокладки канала еще в 1704 году, когда в октябре шел с флотилией с Сяси в Петербург и попал в страшный шторм на Ладожском озере, продолжавшийся шесть дней, В Шлиссельбурге на своем корабле он долго поджидал остальные суда, разметанные бурей. Тогда и возникла идея прорыть канал вдоль берега бурного, особенно в осенние штормы, Ладожского озера с его крутой, сильной волной. Ладожский канал (ныне Старо-Ладожский канал) десятки лет обеспечивал прохождение потока грузов по воде в Петербург и из Петербурга. И все же Петербург в первые годы своего основания был невелик. В районе Адмиралтейства он занимал площадь от Невы до Мойки, а на Петербургской стороне, у Смольного, на Выборгской стороне, у Литейного проспекта стояли отдельные поселения. Всюду еще шумели леса, зеленели болотные топи, расстилались луга. Петербург рос, но особенно быстро он стал развиваться после Полтавской победы. Петербург строили тысячи простых русских людей. Первыми, кто вбивал сваи, наспех рубил первые дома, возводил укрепления весной 1703 года, были солдаты и работные люди, направленные из разных мест в Шлиссельбург. Оттуда уже в конце июля они были переведены в дельту Невы. Как сообщал А. Д. Меншиков в своем письме Петру, «работные люди из городов уже многие пришли и непрестанно прибавляются».5 К осени 1703 года на строительстве Петербурга было занято около двадцати тысяч подкопщиков (т. е. землекопов). Уже через год по указам царя на строительство Петербурга ежегодно в принудительном порядке должно было являться со всех концов России сорок тысяч. Подкопщиков брали среди крестьян и посадских людей по одному человеку от девятишестнадцати дворов. Подкопщики являлись в Петербург на одну смену, продолжавшуюся два месяца. В году было три смены. Работы начинались с 25 марта и продолжались до 25 сентября. Затем перешли на две трехмесячные смены. В первую смену, с 25 марта, приходили подкопщики Старой Руссы, Торопца, Ржева, Великих Лук, Росгова Великого, Переславля-Залесского, Суздаля, Шуи. После прекращения работ в Нарве в Петербург в первую смену стали направлять также из Вологды, Романова, Рузы, Звенигорода, Углича, Кинешмы. Во вторую смену, с 25 мая, приходили подкопщики из-под Смоленска, Дорогобужа, Рославля, Вязьмы, Можайска, Брянска, Курска, Орла, Рыльска, Трубчевска, Мценска, Кром. И наконец, третью смену, с 25 июля по 25 сентября, составляли направляемые из поволжских и прикамских земель, из Алатыря, Казани, Керенска, Касимова, Нижнего Новгорода, Арзамаса, Свияжска, Симбирска, Самары, Сызрани, Саратова, Уфы. Петербург строила «миром» чуть ли не вся Россия. Только Поморский Север, Сибирь и самые южные области не участвовали в строительстве. Шли на берега Невы пешком издалека, шли долго. Путь был нелегким. Дорога от дома до Петербурга в расчет не принималась. В пути подкопщики питались «своим хлебом». Только в Петербурге

скачать реферат
1 2 3 4 5 6 ...    последняя

Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ

Внимание! Студенческий отдых и мегатусовка после сессии!


Обратная связь.

IsraLux отзывы Израиль отзывы