Знания и их классификация. Знания проверенные практикой результаты познания окружающего мира, его верное отражение в мозге человека. Наиболее распространены следующие классификации знаний.
По локализации отражения выделяют :
Индивидуальные знания (сознание) совокупность чувственных и умственных образов и их связей, возникающих при взаимодействии индивида с действительностью, его личный опыт общения, труда, познания мира.
Общественные знания продукт общения, обьективизации, обобществления результатов индивидуальных познавательных процессов, выраженный в языке, науке, технике, материальных и духовных ценностях, созданных поколениями людей, цивилизацией.
Обучение представляет собой перевод общественных ЗУН в индивидуальные.
По форме отражения ЗУН выделяют:
- знаковые, вербальные знания, закодированные в знаковой, языковой форме, теоретические знания.
- образные, представленные в образцах воспринятых органами чувств.
- вещественные, существующие в предметах труда, искусства овеществленные результаты деятельности.
- процедурные те, которые заключены в текущей деятельности людей, их умениях и навыках, в технологии, процедуре трудового и творческого процесса.
По психологическому уровню выделяют: знание узнавание, воспроизведение, понимание, применение, автоматические действия, отношение и знание.
По степени обобщенности : факты явления, понятия термины, связи закономерности, гипотезы теории, методологические знания, оценочные знания.
Ассоциативная модель индивидуальных знаний. Органы чувств передают сигналы мозгу, запечатлевающему их в виде следов памяти фактов восприятия, элементарных кирпичиков знаний. Одновременно в мозге фиксируются и связи фактов ассоциации (по смежности во времени и пространстве, по сходству или противоположности и другим признакам).
Простейшей смысловой системой является понятие. Понятие есть знание существенных свойств (сторон) предметов и явлений окружающего мира, знание существенных связей и отношений между ними. Понятие не то, что наблюдается, а это абстракция, выражающая внутреннее смысловое содержание объектов познания.
Умения и навыки. Особую часть общечеловеческого опыта представляет сам процесс, способ деятельности. Он лишь частично может быть описан с помощью языка. Воспроизвести его можно только в самой деятельности, поэтому владение им характеризуется особыми качествами личности умениями и навыками. Умение определяется как способность к эффективному выполнению определенной деятельности на основе имеющихся знаний в измененных или новых условиях. Умение характеризуется, прежде всего, способностью с помощью знаний осмыслить имеющуюся
Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ
информацию, составить план достижения цели, регулировать и контролировать процесс деятельности. Умение включает и использует все относящиеся сюда навыки личности.
Простые умения при достаточном упражнении могут автоматизироваться, переходить в навыки. Навыки это способность выполнять какие-либо действия автоматически, без поэлементного контроля. Поэтому иногда говорят что навык это автоматизированное умение.
Навыки и умения характеризуются разной степенью обобщенности и классифицируются по различным логическим основаниям. Так, по характеру преобладающих психических процессов выделяют двигательные (моторные), чувственные (сенсорные) и умственные(интеллектуальные).
ЗУНы определяют так называемую "обученность" личности, т.е. объем сведений, информации, имеющихся в памяти, и элементарных умений и навыков по их воспроизведению. Интеллектуальные умения относятся уже к другой группе качеств личности способам умственных действий.
1.2 Способы умственных действий.
Индивидуальный психологический процесс, который привел человечество к современному уровню цивилизации это мышление.
Мышление представляет собой процессы познания человеком объектов и явлений окружающего мира и их связей, решения жизненно важных задач, поиска неизвестного, предвидения будущего. Мышление это процесс работы сознания, переработки мозгом хранящихся в нем знаний и поступающей информации и получения результатов: управленческих решений продуктов творчества, новых знаний. ЗУНы хранящиеся в памяти эмоциональные и знаковые образы и их связи являются базой, средством для мышления.
Способы, которыми осуществляется мышление, называются способами умственных действий. (СУД) Их можно классифицировать следующим образом.
1) По характеру преобладающих средств мышления: предметно действенные, наглядно образные, абстрактные, интуитивные.
2) По логической схеме процесса: сравнение, анализ, абстрагирование, обобщение, синтез, классификация, индукция, дедукция, рефлексия и т.д.
3) По форме результата : создание нового образа, определение понятия, суждение, умозаключение, теорема, закономерность, закон, теория.
4) По типу логики мышления: рассудочно эмпирические (классически - логические) и разумно теоретические (диалектико-логические)
Кроме термина "способы умственных действий" в педагогических технологиях используется термин "способы учебной работы", которым обозначается область умений, играющих исключительно важную роль для успешного научения.
Важнейшими общеучебными способами работы (умениями и навыками) являются:
I.Умения и навыки планирования учебной деятельности: осознание учебной задачи, постановка целей, выбор рационального пути их достижения, определение продолжительности и последовательности этапов деятельности, построение модели (алгоритма) деятельности, планирование самостоятельной работы на уроке и дома, планирование на день, неделю, месяц.
II.Умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места в классе наличие и состояние учебных средств, их рациональное размещение, создание благоприятных гигиенических условий, организация режима работы, организация домашней самостоятельной деятельности, определение порядка и способов умственных действий.
III.Умения и навыки восприятия информации: работа с различными источниками информации (коммуникативные): чтение, работа с книгой, конспектирование, библиографический поиск, работа со справочниками, слушание речи, запись прослушанного, внимательное восприятие информации, управление вниманием,
скачать реферат1234
Рефераты и/или содержимое рефератов предназначено исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении рефератов и/или содержимого рефератов принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием рефератов и/или содержимого рефератов.