Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100




Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ

реферат на тему: Характеристика элементарных математических знаний и умений детей с задержкой психического развития

скачать реферат

МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

РЕФЕРАТ

ПО КУРСУ: Психология отклоняющегося развития

НА ТЕМУ: “Характеристика элементарных математических знаний и умений детей с задержкой психического развития”

Выполнила ст-ка гр 98 ПЕ / 4-01 Корчагина Е.А. Преподаватель: РАЗУВАН Е.И.

Москва 2002.ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА Обучение математике, как и другим учебным предметам, опирается на те элементарные знания и представления, которые дети получают в дошкольный период своей жизни, общаясь со сверстниками и взрослыми, действуя с различными предметами. В результате этой деятельности дети приобретают сведения, которые становятся фундаментом их дальнейшего обучения. Поэтому важной задачей было выявление Уровня математических представлений шестилетних детей с ЗПР к моменту их поступления в школу. Исследование ставило следующие задачи: 1. Изучить особенности элементарных математических знаний детей с ЗПР шестилетнего возраста в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками. 2. Определить эффективность обучения шестилетних детей с зпр по программе подготовительного класса в условиях детского сада. Для реализации первой задачи был проведен индивидуальный констатирующий эксперимент в самом начале пребывания детей в детском саду (сентябрь месяц). Испытуемыми были шестилетние дети, имеющие диагноз “задержка психического развития”, принятые в подготовительный класс детского сада .№ 1371 Перовского района г. Москвы (73 чел.). Для сравнения привлекались первоклассники того же возраста, поступившие в общеобразовательную школу № 151 Ленинградского района Москвы (50 чел.). При определении содержания элементарных математических знаний у детей мы руководствовались Типовой программой воспитания и обучения в детском саду (М.: Просвещение, 1984). Детям предъявлялись задания по следующим разделам.

I. Количество и счет

1. Умение воспроизводить числовой ряд в прямом, обратном порядке, от заданного числа до заданного: считай вперед по одному; считай в обратном порядке, до одного; считай от двух до шести; от семи до четырех. 2. Умение сосчитать группу однородных предметов и обозначить числом: сосчитай, сколько кругов; покажи четыре круга; сосчитай, сколько всего кубиков, покажи шесть кубиков. 3. Понимание независимости числа от величины элементов, его образующих, от расстояния между ними, от их расположения: сосчитай круги сверху вниз; сосчитай круги слева направо; сосчитай, сколько всего кругов (вразброс). 4. Умение считать с опорой на слуховое и осязательное восприятие предметов и явлений: сосчитай, сколько раз я постучу карандашом (с закрытыми глазами); сосчитай на ощупь, сколько здесь предметов; хлопни в ладоши пять раз; сосчитай, сколько шагов я сделал до двери. 5. Умение считать по порядку: посчитай так: первый, второй... покажи первый, третий флажок.

II. Количественные отношения

1. Установление равенства и неравенства групп однородных предметов, понимание отношений: больше меньше, одинаково, на сколько больше меньше: где кубиков больше? где меньше? (предъявлялись че ре и пять кубиков, две и шесть палочек, пять и пять елоче] чего больше на картинках яблок или груш? Груш) лимонов? Чего меньше? на сколько больше груш, чем яблок? на сколько меньше л имонов, чем груш? (см.: стр. 15 ут ника математики для 1-4 классов). 2. Умение уравнивать неравночисленные
Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ




группы пред тов (4 и 5): сделай так, чтобы палочек и кубиков стало поровну; как по-другому можно сделать так, чтобы предметов < ло поровну?

III. Счетные операции

1. Умение присчитывать и отсчитывать по одному, cm ла в пределах пяти, затем десяти: сосчитай, сколько будет: 2+1 3-1 7+1 6-1 4+1 5-1 9+1 10-1 2. Умение выполнять сложение и вычитание в преде, 5 и 10 с опорой на наглядный счетный материал и без нее: 3+2 6+3 4-2 8-4 5-3 10-3

IV. Решение арифметических задач

1. На нахождение суммы: на дереве сидели 3 птички. Прилетели еще 2 птички. Сколько стало птичек? 2. На нахождение остатка: на дереве сидели 5 птичек. Улетели 2 птички. Сколько птичек осталось? 3. Усложненной формулировки: сначала улетели 2 птички, потом 3 птички. Сколько птичек улетело? При выполнении этого задания детям разрешалось использовать имеющийся перед ними наглядный счетный материал для иллюстрации содержания задачи. В случае затруднений в вычислениях числа в задачах заменялись меньшими (в пределах трех).

V. Размер предметов

1. Овладение понятиями: большой маленький, высокий низкий, длинный короткий, толстый тонкий, широкий узкий: сравни эти две ленты по длине: какая это лента? сравни эти деревья по высоте; сравни две полоски по ширине: какая это полоска? сравни два круга по размеру... 2. В случае неточного называния признака ребенку предлагалось показать предмет с заданным свойством: покажи высокое дерево; покажи короткую ленту; пока-“и тонкое бревно.

VI. Пространственные представления

1. Умение показать правую и левую руку у себя: какая это рука правая или левая? покажи свою правую (левую) руку. 2. Умение показать правую и левую руку у собеседника. 3. Умение ориентироваться на листе бумаги: положи круг слева (справа, вверху, внизу, посередине листа).

VII. Знание геометрических фигур

1. Умение правильно назвать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал: как называется эта фигура? В случае затруднений ребенку предлагалось найти и показать ту или иную фигуру среди имевшегося набора: покажи треугольник; найди, где овал.

VIII. Знание цифр

1. Умение называть цифры в соответствии с порядком чисел: какая эта цифра? 2. Умение называть цифры от единицы до девяти и число десять (в произвольном порядке). 3. Умение обозначить количество предметов соответствующей цифрой: сосчитай, сколько всего треугольников, и подбери нужную цифру (предъявлялись три и семь треугольников). 4. Умение соотнести цифру с соответствующим количеством предметов: подбери нужное количество кругов к этой цифре. Сколько кругов нужно взять? (Предъявлялись цифры 4 и 8.) Рассмотрим полученные результаты. С какими математическими умениями приходят шестилетние дети с задержкой психического развития в подготовительный класс? Подавляющее большинство из них правильно называли числа по порядку от 1 до 10 (67 детей, что составляет 91% испытуемых). Из них некоторые воспроизводили числовой ряд только до 1027 чел. (37%), до 11-15 32 чел. (44%), до 20 считали 8 чел. (10%). Лишь шесть испытуемых (9%) не владели умением называть числа от единицы до десяти. Все нормально развивающиеся первоклассники безошибочно и легко называли числа от единицы до десяти. Многие умели считать и дальше: 36% испытуемых называли числовой ряд до 100. Но лишь половина из них выполняла это задание полностью правильно, остальные допускали ошибки в назывании круглых десятков:

скачать реферат
1 2 3 4 ...    последняя

Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ

Внимание! Студенческий отдых и мегатусовка после сессии!


Обратная связь.

IsraLux отзывы Израиль отзывы