Гапонова Т. А.
Научный руководитель Андреева О. С.
Использование сказки для диагностики формирования полоролевых стереотипов у ребенка.
Представление ребенка о "мужественности" и "женственности" и мере своего соответствия этим критериям зависят от культурных норм и воспитания.
Традиционная система взаимоотношений полов и связанная с ней дифференциация половых ролей переживает в настоящее время кризис.
Целью работы является рассмотрение применения сказки для диагностики формирования полоролевых стереотипов у детей.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
Ш привести литературный обзор традиций использования фантазии, образов и сказок для выявления особенностей развития ребенка;
Ш рассмотреть факторы формирования психологического пола и полоролевых стереотипов у ребенка;
Ш произвести анализ диагностических возможностей сказки для выявления индивидуальных особенностей формирования полоролевых стереотипов;
В экспериментальной части работы были рассмотрены 5 сказок детей в возрасте 10 - 12 лет. На основе произведенного анализа был сделан следующий вывод:
Анализ проявления мужскими и женскими персонажами своих личностных свойств и функций, идентификации ребенка с героем определенного пола позволяет сделать вывод об индивидуальной системе половых ролей, в рамках которой сам ребенок различает критерии "мужественности" и "женственности; о половой идентификации и индивидуальной системе оценок и предпочтений.
Таким образом сказочные фантазии ребенка дают богатый материал для диагностики формирования полоролевых стереотипов, с учетом чего сознательное поведение становится более понятным и, благодаря этому, доступным для воздействия.
Содержание
Введение.
Глава 1. Теория сказки и психотерапевтической метафоры.
1.1. Традиции использования фантазии, образов и сказочных текстов
1.2. Роль и место сказкотерапии в работе с ребенком.
1.3. Технические возможности сказки и метафоры.
1.3.1. Диагностические возможности сказки.
1.3.2. Сказка и метафора, как коррекционный прием.
Глава 2. Полоролевая идентификация и формирование полоролевых стереотипов у детей.
Глава 3. Использование сказки для диагностики формирования полоролевых стереотипов.
3.1. Организация работы
3.1.1. Планирование: определение целей и задач, выбор средств работы.
3.1.2. Необходимые знания и умения, ограничения и трудности метода.
3.2. Результаты диагностики особенностей формирования полоролевых стереотипов.
3.3. Выводы и рекомендации.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.Стр.
3
6
6
17
25
25
38
46
60
60
60
64
67
70
74
77
80Введение.
Представления ребенка о "мужественности" и "женственности" и о мере своего собственного соответствия этим критериям зависят от культурных норм и влияния окружающих людей. Девяностые годы вели в моду эстетику суровой правды жизни, сексуальной альтернативы взамен лоска и культа здоровых семейных ценностей восьмидесятых. Традиционная система взаимоотношений полов и связанная с ней дифференциация половых ролей, безусловно, переживают кризис. С одной стороны - жалобы на дискриминацию женщин. С другой - тревога по поводу растущей "феминизации" мужского характера, подрыва "мужского" начала в семье и обществе. В отечественной посттоталитарной культуре наибольшей насущной целью должно стать восстановление мужского через культивирование отчетливо женского.
Нормальное биологическое развитие еще не делает
Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ
человека мужчиной или женщиной в социально-психологическом и личностном смысле. Для этого биологические характеристики должны быть дополнены психологическим полом (включающим чувство и осознание своей половой принадлежности, систему половых ролей и т.д.).
Новизна данной дипломной работы заключается в том, что метод, уже имеющий глубокое теоретическое обоснование, применяется для работы с отдельной проблематикой. Сказки, терапевтические метафоры и истории - модная на сегодняшний день тема. Психологи, психотерапевты, педагоги разных теоретических ориентаций все чаще используют сказку, рассказ, притчу в своей работе. Применение сказки для диагностики формирования полоролевых стереотипов ранее в психолого-педагогической литературе не рассматривалось.
В работе рассмотрены диагностические возможности сказки в целях анализа усвоения ребенком половой роли, выработки половой идентичности и особенностей формирования полоролевых стереотипов.
Данная дипломная работа, на наш взгляд, стоит внимания не только психолога, имеющего дело с детьми, но и педагога-практика, а также любого вдумчивого родителя. Именно контекст профессионального использования метода придает ему окончательный смысл и определяет результат.
Предметом исследования будут являться возможности и способы диагностики и коррекции с помощью сказки и психотерапевтической метафоры. Чтобы не делать работу излишне широкой, в практической (экспериментальной) части мы ограничились рассмотрением только диагностических возможностей. Коррекционная работа, на наш взгляд, требует специальных знаний, умений и навыков; кроме того, результат данного метода коррекции отложен во времени и трудно измеряем.
Поэтому целью дипломной работы является основанное на теоретическом обосновании метода рассмотрение применения сказки для диагностики особенностей формирования полоролевых стереотипов, а также выработка путей дальнейшей коррекционной работы с ребенком.
В настоящей дипломной работе мы ставили следующие задачи:
Ш привести литературно-критический обзор традиций использования фантазии, образов и сказко-творчества ребенка для выявления особенностей его развития;
Ш рассмотреть возможности, ограничения, сферу применения, особенности методов работы со сказкой;
Ш раскрыть основные способы диагностики развития ребенка с помощью сказки; дать теоретическое обоснование технических возможностей методов;
Ш рассмотреть факторы, влияющие на процесс усвоения ребенком половой роли и формирования полоролевых стереотипов;
Ш рассмотреть использование сказки для выявления индивидуальных отклонений от полоролевых стереотипов у детей, наметить пути дальнейшей диагностической и коррекционной работы.
В работе с уважением используется предшествующий опыт: работы Юнга К. Г., Фрейда З., Адлера А., изучающие психологию души, как психологию воображения; работы В. Я. Проппа, посвященные морфологии сказки; современные учения, связанные с НЛП (Милис Д., Кроули Р., Гордон Д. и др.), а также теоретическая платформа и идеи ученых-лингвистов, психологов, психотерапевтов, историков. Теоретическое обоснование механизмов формирования половой идентичности и выработки полоролевых стереотипов опирается на глубокие теоретические исследования Кона И. С., архетипическую психология Юнга К. Г. и другие теории и учения.
Таким образом, гипотеза в общем виде выглядит так: сказку и метафору, как один из методов работы с ребенком, можно использовать для диагностики и коррекции развития ребенка. В частности, сказка может быть успешно использована
скачать реферат1234...последняя
Рефераты и/или содержимое рефератов предназначено исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении рефератов и/или содержимого рефератов принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием рефератов и/или содержимого рефератов.