Типы политических систем.
Основное различие между политическими системами заключается в
том, как распределяется политическая власть в процессе управле-
ния: рассредоточена ли она между несколькими самостоятельными
субъектами власти или концентрируется в руках одного субъекта (и
монополизируется им), будь то отдельный человек ("диктатор"), за-
конодательное собрание, комитет, хунта или партия. Если полити-
ческая власть разделена и рассредоточена, то политическая ситема
классифицируется как конституционная или демократическая. Если же
власть сосредоточена в руках одного субъекта, то система класси-
фицируется как автократическая.
В отечественной философской и политической литературе дли-
тельное время считалось, что критерием, в соответствии с которым
следут классифицировать типы политических систем, является общес-
твенно-экономическая формация, экономический базис общества.
Соответствено с этим критерием выделялись: рабовладельческая,
феодальная, буржуазная и социалистичекая политические системы.
Алмонд и Пауэлл предлагают классифицировать политические сис-
темы по трем группам, в зависимости от степни их культурной диф-
ференциации и культурной секуляризованности. Это: примитивные,
традиционные и современные политические системы.
Примитивные системы обладают минимум структурной дифференциа-
ции, национальное целое для них остается без внимания; преобла-
дает "приходская культура".
Традиционные системы имеют развитую дифференцированную поли-
тическую структуру и в плане политических позиций характеризуют-
ся "культурой подчинения". Люди знают, что существуют политичес-
кие институты, нормы, традиции и т. п. Но для них политическая
система существует как бы рядом, она остается вне их; они ждут от
нее услуг, не мысля себе, что могут принимать участие в ее ак-
циях. Традиционные структуры подразделяются на патримониальные
(политические элиты, королевская семья), централизованные бюрок-
ратические и феодальные политические системы.
Современные системы знаменуют собой дальнейший прогресс и в
структурном, и в культурном плане. Они обладают и развитыми поли-
тическими структурами, и политическими инфраструктурами. При та-
кой системе фенкционирует уже не "культура подчинения", а
"культура участия". Граждане из "подданнных" становятся "участни-
ками". Раньше они были жертвами решений, поступавших на "выход"
системы, сегодня они активные участники, вовлеченные в процесс
артикуляции, агрегирования требований и принятия решений. Гражда-
не уже могут влиять на политическую систему посредством выборов,
демонстраций, митингов, они способны тем самым направлять и поп-
равлять ее действия. Современные системы подразделяются на секу-
ляризованные города-государства и на мобилизационные системы. Сю-
да относятся: демократические системы, авторитарные системы.
Французский политолог Ж. Блондэль различает политические сис-
темы по содержанию и формам управления. Он выделяет пять основ-
ных типов:
1) либеральные демократии с опорой на либерализм в принятии го-
сударственных решений;
2) коммунистические системы с приоритетом равенства социальных
благ и принебрежением к либеральным средствам его достижения;
3) традиционные политические системы, управляемые олигархиями с
весьма неравномерным распределением социальных и экономичес-
ких благ;
4) становящиеся политические системы в развивающихся странах с
авторитарными средствами управления;
5) авторитарно-консервативные системы, цель которых - сохране-
ние социального
Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ
и экономического неравенства, но более дей-
ственными средствами.
Большинство западных политологов выделяют следующие три типа
политических систем.
Политические системы англоамериканского типа. Они характери-
зуются секуляризованной политической культурой, опирающейся на
рациональный расчет, терпимость и толерантность граждан и полити-
ческой элиты. Системы этого типа стабильны, эффективны, способны
к саморегулированию. Здесь оптимально реализуется принцип разде-
ления власти на законодательную, исполнительную, судебную и чет-
ко определены их функции.
Политические системы тоталитарного типа. Власть сосредоточена
в руках немногочисленной политической номенклатуры (бюрократии).
Средства массовой информации находятся под контролем государства.
В обществе, как правило, разрешена деятельность только одной пар-
тии, которая контролирует деятельность всех элементов политичес-
кой системы. Господсвует идеология правящей партии. Чрезмерно
расширены функции репрессивных органов. Политическая активность
носит разрушительный и принудительный характер.
Континентально-европейские системы. Имеются в виду системы,
сложившиеся во Франции, Германии, Италии. Для них характерно
взаимодействие старых и новых культур, политических традиций и
форм политической деятельности, партии и общественно-политичекие
объединения свободно функционируют в границах существующих кон-
ституционных норм, представительная и сполнительная ветви власти
осуществляют свою деятельность на основе определенных законом
регламентов и процедур.
Классификация политических систем необходима, так как полити-
ческая наука изучает не одну систему, а проводит сравнительный
политический анализ нескольких систем, выявляет общее и особен-
ное в их структуре, функциях и механизмах функционирования.
Как работает политическая система.
Функции политических систем.
Все социальные системы, согласно Т. Парсонсу, имеют четыре
общих основных функции:
- система должна соответствовать своей "модели", особенно в ас-
пекте упраления и контроля над обществом;
- она должна адаптировать и регулировать свои отношения с внеш-
ней средой и другими системами;
- она должна интегрировать свои функции и задачи, т. е. опреде-
лять отношение между составляющими ее элементами;
- система, имея конкретные цели, должна делать все для достиже-
ния этих целей, а именно: формулировать их, осуществлять соот-
ветствующие меры, ориентировать на них население.
В связи с этим основными функциями политической системы как
целого являются следующие:
- определение целей и задач общества, выработка программ дея-
тельности в ссответствии с интересами граждан страны. Цели мо-
гут быть: ближайшими, промежуточными и конечными; экономичес-
кими, социальными, политическими, идеологическими.
- мобилизация ресурсов и организация деятельности общества на
осуществление целей и задач;
- укрепление единства общества;
- распределение ценностей в соответствии с интересами всего об-
щества и отдельных социальных групп, наций, каждого человека;
- урегулирование конфликтов.
Функционирование политической системы затрагивает также воп-
росы: кто должен управлять, каким должно быть управление, каковы
законные пределы государственных усилий.
В связи с этим оценка политической системы должна прово-
диться с учетом законных границ деятельности правительства, т. е.
с учетом его задач, функций, государственного интереса, ценнос-
тей, создаваемых правительством, и моделей их распределения.
скачать реферат1234
Рефераты и/или содержимое рефератов предназначено исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении рефератов и/или содержимого рефератов принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием рефератов и/или содержимого рефератов.