Комплексы психоразвивающих упражнений для работы с
детьми логопедических групп.
У детей логопедических групп,как правило , интеллект нормальный . Они кри-
тичны к своей речи ,большинство из них имеют настойчивое стремление к исправ-
лению речевого недостатка. Но у части детей , по сравнению с возрастной нормой,
наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в ее структуру процессов: меньший объем запоминания и воспроизведения материала , неустойчи-
вость внимания , быстрая отвлекаемость , истощаемость психических процессов ,сни-
жение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развернутая связная речь . Со стороны эмоционально- волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость , раздражительность или
общая заторможенность , замкнутость , обидчивость , плаксивость , многократная
смена настроения и др.
Психолого- педагогическая коррекция речи у детей логопедических групп должна включать комплекс мероприятий , направленных на устранение неблагопри-
ятного воздействия указанных выше социальных факторов , на улучшение общего
психического состояния ребенка , на формирование у него интереса к речевому
общению и необходимых навыков поведения , на организацию правильного речево-
го воспитания . Эффективность психолого- педагогической коррекции будет во многом определяться специальными занятиями с ребенком .
Программа психокоррекционного занятия включает в себя несколько групп
упражнений и осуществляется на основе данных обследований .
На первом этапе отрабатывается речевое ( фонационное ) дыхание. Тренировка
начинается с приведения ребенка в состояние покоя и расслабления мышц плеч,
грудной клетки и рук , что возможно в любом из трех положений : стоя ,сидя, лежа.
1.Производится быстрый бесшумный вдох , переходящий в длительный и спокой-
ный выдох. От наполнения легких воздухом во время вдоха отмечается движение стенки живота и нижних ребер вперед и в стороны ; на выдохе они постепенно
занимают свое исходное положение.
2.Выдох направляется к местам активной артикуляции и фокусируется в одной точке на губах . Для достижения , а затем закрепления этого навыка губы слегка вытягиваются вперед , не изменяя своего положения. При этом длительно и слитно ( 3-6 раз ) произносятся специально подобранные звуки, слоги , слова и фразы типа "у" , "о" , "ух", " ухо", "уж", " урок", " уснуть" , " утюг","уют", " кто от кого , тот в того", " чужую беду руками разведу", "дружба дружбой , служба службой", " за труд чтут", " очи ушей верней", "повинную голову меч не сечет"..
3.Различение неречевых звуков, заранее записанных на магнитофонную пленку
или создаваемых психологом. Ребенка просят определить , что имитирует
психолог своим голосом . Это может быть , например "стук часов", " крик воро-
ны", "жужжание жука" , "писк комара" и др.
4. Развитие фонематического анализа. Ребенка просят определить , какой одина-
вый звук он слышит в словах "сад", "маска", "лес" и.т.п.,и поднять руку если
слышит звук "с". Далее ребенок определяет место звука , например "с" , в словах
"нос", "пояс", "сапог", "песня". После этого ребенку предлагается придумать
слова, начинающиеся с определенной буквы и содержащие три- четыре звука.
Заключительное упражнение состоит в том , что психолог произносит слова-
квазиомонимы,содержащие исправляемый звук , а ребенок рисует соответству-
ющий предмет ( или подбирает подходящую картинку). Предлагаются следую-
щие слова: "уши-ужи", "крыша-крыса",
Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ
"мишка-миска", "ложки-рожки", "рак-
лак", " пилот-пирог" и.т.п.
5. Развитие общей моторной активности , целенаправленности и динамической
скоординированности движений. Ребенка просят несколько раз (3-5) хлопнуть
мячом об пол , считая при этом. Затем, оттолкнув мяч от одного края стола,
попробовать поймать его у другого края. Далее ребенка просят проскакать
поочередно на правой и левой ногах , например от стола к двери. Упражнение
повторяется , но уже с разворотом в прыжке. После этого , в зависимости от
возраста , ребенка просят по словесной инструкции психолога или подражая
ему, произвольно напрягать мышцы шеи, плеч, рук, а затем расслаблять их ,
свободно наклоняя голову , покачивая руками и расслабляя кисти.
6. Расслабление артикуляторных мышщ. Ребенок, подражая психологу , пробует
произвольно напрягать мышщы челюстей , губ, языка с упором в твердое небо,
мягкого неба путем зевка , лица ( нахмуривание бровей , зажмуривание глаз ),
затем расслаблять мышцы рта , нижней челюсти, губ. Оба состояния ребенок
пытантся выдерживать от 3 до 5 сек.
7. Развитие речевого дыхания ( нижнереберного типа с длительным и нтенсивным
выдохом). Психолог с целью контроля кладет руку на нижние отделы грудной
клетки ребенка и отрабатывает ритмичное глубокое дыхание с помощью игры
"Спасательный жилет". Во время вдоха- "жилет надувается"- нижние отделы
грудной клетки и стенка живота выдвигаются наружу и вширь; во время выдо-
ха "вытащили пробку"- брюшные мышцы и грудная клетка медленно втяги-
ваются до исходного положения. Далее выполняется это же упражнение , но на
выдохе ребенок пытается произносить звук "ф" ( в течение 4-6 с). Для удлине-
ния и интенсивности выдоха ребенок имитирует игру на духовых инструмен-
тах: " дует в свисток или рожок ", " играет на губной гармошке". Длительность
выдоха доводится до 6-8 с.
8. Упражнения на развитие внимания.
№ 1 "Незнайкины небылицы".
Незнайка сочинял историии, но, как обычно, все перепутал в них . Когда он
стал рассказывать свои историии друзьям , все громко смеялись и говорили,
что этого не бывает. Попробуй отгадать, что напутал Незнайка.
- Летом девочки и мальчики надевают теплые шапки , теплые сапоги , шу-
бы и отправляются кататься на санках.
- Весной все звери готовятся к долгой спячке.
- Осенью на деревьях распускаются ярко-зеленые листочки.
- Зимой мы любим купаться и загорать, любоваться цветами и собирать
ягоды.
№ 2 "Цветик- семицветик "
Взрослый рисует цветок с семью лепестками : красным, желтым, голубым,
розовым,коричневым, синим , оранжевым. Середина цветка- зеленая. Ребенку
предлагается запомнить этот цветок и нарисовать точно такой же.
№3 " Невнимательный садовник "
Садовник решил посадить новые плодовые деревья в саду , но он был очень
невнимательным и купил на базаре 2 лишних пакетика с семенами. Помоги
садовнику найти лишние пакетики , если на них написано: "Яблоня", "Груша"
"Вишня", "Роза", "Слива", " Береза", " Персик".
№4 " Паровозик с клоунами"
Все дети превращаются в "поезд", в котором едут "клоуны". " Клоуны" лю-
бят баловаться , веселиться , прыгать, поэтому "поезд" по сигналу взрослого
( гудок ) останавливается, " вагончики" разъезжаюются в разные стороны, де-
ти падают. Основная задача - при падениии быть внимательным к окру-
жающим детям , стараться их не задеть. После того как "поезд" отремонти-
руюют, игра продолжается.
№5 " Летает - не летает".
Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет
скачать реферат123
Рефераты и/или содержимое рефератов предназначено исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении рефератов и/или содержимого рефератов принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием рефератов и/или содержимого рефератов.