Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100




Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ

реферат на тему: История религии

скачать реферат

"Бог в религиозных учениях и представлениях сверхъестествен- ное всемогущее существо, сотворившее мир и управляющее им... Тео- логия использует идеализм, филосовски обосновывающий бытие Бога в виде абсолютной идеи, мировой воли, некоего безликого разумного начала" - так трактует это понятие философский словарь, а значит мировой опыт выработал такое понимание Бога. Обществу пришлось проделать путь длинной в несколько сотен и десятков столетий, чтобы прийти к такой формулировке. Огромное количество религий у разных народов существует сейчас на Земле, и в любой из них над природой и человеком существуют силы, управляющие миром в целом. С момента возникновения в сознании человека представления о свер- хъестественном, Бог, как проявление сверхъестественного, неизмен- но остается в его душе. Человек не может возлагать на себя права управителя в первую очередь потому что он не властен над самим собой, а затем и над всем окружающим. Но давайте рассмотрим каким образом возникло у человека по- нятие "Бог. О начале развития религии мы можем судить из археоло- гических раскопок. И первые представления о существовании религии у первобытного человека возникли у ученых после нахождения захо- ронений скелетов и черепов неандертальцев. Эти находки восприни- мались, как свидетельства существования погребального обряда. На- иболее известны из них погребения в гроте Мустье, пещере близ Ла-Шапель-о-Сен, несколько скелетов в Ла-Фераси (Франция), в гро- те Киик-Коба (Крым) и т.д. Но по этим небольшим свидетельствам сложно определить наличие или отсутствие религии у наших предков. Но найдены другие памятники, относящиеся к более позднему периоду (40 - 18 тыс. лет назад): наскальные рисунки (в пещерах Франции - Ла-Мут (долина Везеры), Пэр-нон-Пэр (устье Дордоньи) и др., в пе- щере близ Нио (в верховьях р. Арижа, в Пиренеях), в пещерах Южной Франции и Северной Испании), статуэтки, раскрашенные камни. Как правило на рисунках изображены животные в большинстве своем весь- ма реалистичные, но человеческие изображения очень условны, схе- матичны, а еще чаще представляют собой фантастических зооантропо- морфных существ, либо людей, наряженых в звериные маски. Можно предположить, что эти изображения связаны с религиозными верова- ниями первобытных людей. Наши предки занимались охотой и земледе-

- 2 -

лием и зачастую они не могли объяснить многих явлений природы, удачливости или неудачи в охоте и земледелии, смерть и болезни. И пытаясь найти объяснения необъяснимому, боясь явлений природы, в сознании человека возникают первоначальные представления о сверх- ъестественном. По рисункам и статуэткам видно, что у племен су- ществовали тотемические верования (вера в магическую связь между человеком и животным или предметом). Также существовал культ жен- ского начала (находки скульптурных женских изображений). Считает- ся, что эти статуэтки изображают либо жриц-исполнительниц семей- но-родовых обрядов, либо матерей-прародительниц. Есть некоторые свидетельства существования культа Солнца. Солнце изображалось в виде диска, колеса с лучами или без них, в виде креста в круге и т.п. Культ связан с занятием земледелием человека. Солнце представлялось, как главный источник плодородия. Таким образом, Бог для тех людей представал в обличии пред- мета, женского начала, Солнца, т.е. в неоформленном виде, и пок- лонение этим "богам" обусловлено образом жизни человека. Также можно судить о религии первобытного человека по племе- нам настоящего времени,
Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ




находящимся в похожих условиях. И опять основное проявление начальной стадии развития религии - тотемизм. Особенно ярко он выражен у народов Австралии. Эта форма религии, заключается в том, что каждый род, племя магически-родственно связано со своим тотемом-животным или предметом. У каждого члена может быть свой тотем, существует также половой тотемизм, т.е. один тотем принадлежит мужчинам, другой - женщинам. В этом качес- тве могут выступать различные животные, значительно реже - расте- ния, еще реже - другие предметы. Тотем выбирается племенем в свя- зи с его территориальным положением и образом деятельности. Жи- вотное-тотем, - как правило, не опасное для человека создание. В некоторых племенах Австралии тотем не считается божеством, скорее родственником. Близость между человеком и его тотемом выражается прежде всего в запрете убивать и есть животное-тотем. Существуют тотемические мифы, в которых предки делают все, что и сами верую- щие, а затем уходят чаще всего под землю или превращаются в ска- лу, дерево, камень. Так тотемы связаны с определенной местностью.

- 3 -

Некоторые проявления тотемизма мы можем встретить у народов Меланезии: родовые группы носят тотемичекие имена, местами сохра- няются тотемические запреты, вера в связь тотемов с предками рода и т.д. У племен островов Самоа, у народов Америки - встречается наличие тотемов в гербах, фамильных знаках на одежде, на жилище. В виде второстепенной религии, как видоизменение, сохранилась ве- ра в оборотничество у народов Америки. Помимо этого проявление ранней стадии развития религии - это анимизм (вера в духов) и шаманство. У австралийцев есть зачатки анимизма - там подразумевается существование духов и взаимодейст- вие с ними шаманов, которые с помощью магии влияют на духов и мо- гут вызывать дождь, лечить и пр. Также здесь существует вера в магические предметы, способные влиять на человека. У Меланезийцев тоже есть представления о духах. Особенно яр- кие анимистические понятия в Центральной части Меланезии - верую- щие довольно отчетливо различают две категории духов: духи умер- ших и духи природы. Первые связаны с культом предков, в котором предки предстают как хранители обрядов и обычаев. Действие вторых обусловлено явлениями природы. Но основной частью их религии яв- ляется мана - сверхъестественная невидимая сила, отличаемая веру- ющими от силы естественной. Мана имеет своим источником и духов и людей. Она может действовать во вред и на пользу, и присуща лю- дям, которые имеют успех в жизни, может также принадлежать от- дельным предметам. Шаманизм мы встречаем у народов Америки (яганы, эскимосы, калифорнийские, североамериканские индейцы и др.). Функции шаман- ства - лечение, охотничья и земледельческая магия. У индейцев развито понятие личных духов-покровителей. Каждый верующий имеет своего духа-покровителя, который приобретался во время видений, возникших в процессе посвятительского обряда. Кстати, у индейцев очень сильна вера в вещее значение сновидений.

Далее рассмотрим религию древных славян. В славянских веро- ваниях мы опять встречаем анимистические представления: домовой - дух, покровительствующий семье, леший - дух леса, водяной - дух

- 4 -

водяной стихии, полудница - полевой дух, образы вил (особенно распространены у сербов) - лесные, полевые, горные, водяные и воздушные девы, которые могут вести себя дружелюбно и враждебно в отношении человека, в зависимости от его собственного поведения, и т.д.

скачать реферат
1 2 3 4 ...    последняя

Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ

Внимание! Студенческий отдых и мегатусовка после сессии!


Обратная связь.

IsraLux отзывы Израиль отзывы