Вишну и Шива, сообразно чему секты делятся виш-
нуистские и шиваистские. Между этими сектами нет борьбы. Брахму
признают верховным богом, но его культа нет. Сохраняется в сектах
учение о перерождении.
Итак, общие догматы индуизма: признание священного авторите-
та Вед, учение о карме и переселениидуш, вера в богоустановлен-
ность каст.
Необходимый вклад в историю развития религии внесли верова-
ния египтян.Египетская цивилизация оставила после себя монумен-
тальные памятники, такие как египетские пирамиды - одно из чудес
света. Они связаны с представлениями египтян о жизни души после
смерти, о загробном мире. Они считали, что со смертью человека
умирает только его тело, тогда как остаются части его существа:
имя (рен), душа (ба), вылетающая из тела в виде птицы и уносящая-
ся в небо, и таинственный двойник человека (ка). Ка - своеобраз-
ная душа, невидимый двойник человека, посмертная судьба которого
таинственно связана с судьбой самого тела. Ка не бессмертен, он
может погибнуть от голода и жажды, если при погребении покойник
не будет снабжен всем необходимым; ка может быть съеден загробным
чудовищем, если не защитят его магические формулы. В благоприят-
- 8 -
ном случае, при сохранении мумии или хотя бы статуи умершего, ка
может надолго пережить его. Египтяне достигли больших успехов в
мумификации мертвого тела, связанной с их представлениями. Также
у египтян сложилось представление о покровителях умерших. Каждой
местности соответствует свой бог-покровитель.
В дальнейшем выдвинулись два божества (период Древнего царс-
тва): солнечный бог Ра и умирающий и воскрешающий бог раститель-
ности Осирис. Будучи по мифу первым умершим, Осирис изображается
как владыка умерших, а его ежегодное воскрешение давало верующим
надежду на то, что именно с его помощью душа умершего может спас-
тись от окончательной гибели.
В эпоху Среднего царства возникла идея суда над душами. На
этом страшном суде взвешивается сердце покойника и в зависимости
от добрых и дурных дел, совершенных им при жизни, определяется
судьба его души. Судьей душ считается Осирис. Но в добавлении к
этому существовало представление о возможности обеспечить благо-
получие души на том свете чисто магическими средствами. И маги-
ческие представления преобладали над религиозно-нравственными.
Помимо покровителя умерших Осирис выполнял роль бога-покро-
вителя земледельческих работ, растительности. Характер образа
Осириса как бы олицетворял хлебное зерно. В дальнейшем с культом
Осириса была тесно связана Исида - богиня плодородия. Затем сфор-
мировался образ солнечного бога Ра, который стал главной частью
государственной религии Египта.
Египетская религия выросла из почитания местных номовых бо-
жеств-покровителей. Номы - остатки древних племен, объединенных в
конце 4 тысячелетия до н.э. под общей властью царя. Культ номовых
богов сочетался с поклонением общеегипетским божествам. Остались
в религии Египта и следы тотемизма, но культ животных в Египте
был локальным. В почитании местных богов-покровителей происходил
процесс антропоморфизации священных животных, так кошка преврати-
лась в богиню Бастет, изображающуюся с кошачьей головой, сокол -
в бога Гора. Существуют изображения бога Тота с головой ибиса,
Анубиса - с головой собаки, богини Сохмет с головой львицы.
Для египетской религии была характерна одна особенность: с
- 9 -
изменением места царствования династии, с изменением столицы го-
сударства менялся и состав пантеона
Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ
богов. Основной номовый
бог-покровитель настоящей столицы занимал главенствующую роль в
пантеоне общеегипетских богов. Так первые объединители Египта,
вышедшие из Иераконнополя и Эдфу превратили своего племенного бо-
га сокола Гора в общеегипетского бога солнца (1-2 династии), за-
тем с перенесением столицы царства в Мемфис (3-ая династия) глав-
ным официальным богом Египта становится мемфиский бог Птах и т.д.
Другие местные божества со временем вошли в пантеон египетских
богов. Например гермопольский бог Тот стал покровителем писцов и
ученых, снутский Анубис - богом загробного царства, лотапольская
Сохмет - богиней войны, коптосский Мин - покровителем иностранцев
и т.д.
Космогонических мифов у египтян было много, в каждом сущест-
вовал свой миф о начале мира, где главная роль отводилась местно-
му божеству. Геопольские верующие приписывали создание мира свое-
му солнечному богу Ра. Сам Ра был порожден отцом своим, первобыт-
ным хаосом Нун, из этого хаоса Ра, совокупившись сам с собой
("упало семя в мой собственный рот") создал одно за другим высшие
божества, людей и животных. Он "изрыгнул" бога Шу (олицетворение
воздуха) и Тефнут (его женское дополнение), от этой божественной
пары родилась в свою очередь Геб (земля), Нут (небо) и другие бо-
ги, составляющие "великую девятку", и "родили они потомство, мно-
гочисленное на земле этой". Людей создал Ра из своих слез, солнце
- око Ра, луна - другое око.
Существовали также другие космо- и антропогонические мифы:
например, представление о мировом яйце, из которого родилось сол-
нце, а может быть и весь мир; существовал миф о том, что бог-гор-
шечник Хнум вылепил людей на гончарном круге.
Существование различных космогонических мифов и изменение
египетского пантеона в целом говорит о разобщенности страны и ре-
лигии Египта.
Несколько иным образом сформировалась древнегреческая рели-
гия. Так же как и египетской и многим другим религиям мира ей был
- 10 -
присущ местный характер развития. Т.е. в различных местностях
Греции чтились свои божества, часто связанные с местными рельеф-
ными особенностями или олицетворявшие их, от которых зависела
жизнь верующих: так в Псофиде поклонялись местной реке Эриманф,
которой был посвящен храм; в Орхомене - священным камням, будто
бы упавшим некогда с неба, на горе Анхесме почитался Зевс Анхес-
мий , Зевс Лафистий - олицетворение горы Лафистиона. В каждой
местности или городе был свой патрон-покровитель. Этот культ но-
сил государственный характер. Причем культ этот был очень стро-
гим: вообще к богам можно было относиться скептически, общеобяза-
тельных догматов греческая религия не знала, но нельзя было укло-
няться от исполнения обязанностей обрядов в честь бога-покровите-
ля, нельзя было проявлять неуважение к нему. За нарушение этого
закона грозило суровое наказание.
Из множества местных богов, с течением времени, некоторые
образы слились в единые общегреческие божества, например, Зевс
Лафистий, Зевс Крокеат, культ Зевса на Крите и Фессалии, перерос-
ли в культ Зевса - как верхового бога, "отца богов и людей". Са-
мое имя Зевс означает сияющее небо и восходит к общему индоевро-
пейскому корню (Дьяус у индийцев, Тиу у германцев). У имени Зевса
существовало около 50 эпитетов, указывающих на его функции: под-
земный, т.е. обеспечивает плодородие, дожденосный, всепородитель,
властитель судеб и т.д.
Образ Геры, главной из богинь, супруги Зевса, вырос из образа
богини-коровы, покровительницы Микен. Посейдон был
скачать реферат123456
Рефераты и/или содержимое рефератов предназначено исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении рефератов и/или содержимого рефератов принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием рефератов и/или содержимого рефератов.