╨хщЄшэу@Mail.ru
Rambler's Top100




═х эр°ыш эєцэє■ ЁрсюЄє? ╟рърцш ЁхЇхЁрЄ, ъєЁёютє■, фшяыюь эр чрърч

ЁхЇхЁрЄ эр Єхьє: ╧Ёртюёыртшх,  ч√ўхёЄтю, шъюэюяюўшЄрэшх

ёърўрЄ№ ЁхЇхЁрЄ

Првослвие, Язычество, Иконопочитние.

"Икон" в переводе с греческого ознчет "обрз". Когд некоторя рельность отржется в другом мтериле - это об- рз. Отпечток, оствленный перстнем в сургуче или воске - это обрз. Моя пмять о кком-то событии - это обрз. Отр- жение другого человек в моем созннии и моих глзх - это обрз. лово, которым обознчется предмет - это обрз: лю- бое слово есть не вещь, но символ вещи, ее отобржение в моей речи. еловек неизбежно живет в мире обрзов. Дже стол, который я вижу перед собой, дн мне кк обрз (мое сознние непосредственно рботет с обрзом стол н сетчт- ке моего глз). И вся культур - от музыки до скульптуры, от литертуры до живописи, есть обрз. ем смым вся культурня деятельность человек есть нучение жить в мире неизбежных обрзов. В этой школе у человек должно рз- виться ожидние того, что рельность многомернее и сложнее своих обрзов, и в тоже время смирение с тем, что познние мир без посредств обрзов вообще невозможно. Кк же тогд понять четвертую из десяти Моисеевых зпове- дей - "не делй себе кумир и никкого изобржения того, что н небе вверху, и что н земле внизу, и что в воде ниже зем- ли"? Именно нпоминя эту ветхозветную зповедь, протестн- ты укоряют првослвные иконы. о, что я скзл бзцем вы- ше - философия. Они-же приводят цитту Писния. Кк совмес- тить философию и богословие? Ккой сделть выбор? к вот, философски очевидно, что человек не может не соз- двть обрзов - суть же зповедей не в зпрете н созд- ние обрзов, в том, чтобы из этих неизбежных обрзов не делть себе кумиров. И Моисей ясно понимет смысл зпрет: "не поклоняйся им и не служи им". Изобржение не должно вос- принимться в кчестве Бог - это верно. В чстности, чело- век должен помнить, что и тот обрз Бог, который он имеет в своем уме, не есть м Бог. Можно не иметь икон и быть идо- лопоклонником - ибо кумир будет всжен в сердце человек, Можно спутть рельность текст Писния и рельность того Бог, о котором оно говорит. Верно, в првослвном мире мож- но встретить людей, которые относятся к иконе, кк к куми- ру - но рзве в мире протестнтском нет людей, которые Биб- лию превртили в предмет своего профессионльного изучения, живого Бог збыли? Кстти, Библия тоже есть икон. Просто обрз ворц он передет не крскми, словми. Любя проповедь предлгет некоторый обрз Бог, некоторое предствление о Боге, для того, чтобы человек обртил свой сердечный взор к смому оздтелю. Но тоже делет и икон. едьмой Вселенский обор, устновивший иконопочитние, ясно скзл: глзми взиря н обрз, умом восходим к Первообрзу. Более того, Ветхий З- вет есть икон Нового Звет - "обрз нстоящего времени", "тень будущих блг". обытия вященной истории иконичны. Первым же иконописцем был см Бог. Его ын - "обрз ипос- тси Его". Бог же создл человек кк свой обрз в мире (в греческом переводе - кк икону). йну иконы рскрывет ткой литургический обряд, кк кж- дение: в хрме священник при кждении клняется и кдит и людям и иконм. Это дв вид обрзов. В человеке обрз Божий есть личность, рзум, способность к творчеству и свободе. Почитя в другом обрз Бог-я почитю его свободу и Богосы- новнее достоинство, те Дры, которые Господь дл моему бр- ту. Я могу не видеть этих дров, могу с осуждением или през- рением, с холодным рвнодушием относиться - н уровне эмо- ций - к этому человеку. Но догмт нпоминет моему рзуму: в этом человеке, в кждом человеке, не меньше тйны, чем в те- бе смом. Почти же не его дел в мире, почти Божие дело в нем - обрз, подренный ему Богом. Или если я поклонился при встрече человеку,
═х эр°ыш эєцэє■ ЁрсюЄє? ╟рърцш ЁхЇхЁрЄ, ъєЁёютє■, фшяыюь эр чрърч




я тоже совершил языческий обряд ? Но тог- д оломон был язычником, ибо дже будучи црем, клнялся своим гостям. И Аврм - ибо клнялся и он нроду. И знчит, опять нм нужно вспомнить то, что скзл едьмой обор об иконе: есть поклонение, кк всецелое служение - и оно ндле- жит только Богу, и есть поклонение, кк почитние, кк воз- дние чести - и оно возможно по отношению к обрзу. Инче четвертя зповедь Моисея войдет в прямое противоречие с пя- той: "ти отц твоего и мтерь твою". И в четвертой зпове- ди: "ти день субботний". Итк, все, что вышло из рук Бог и все, что нпоминет нм о Нем - достойно блгодрения и по- читния. И если человек творит себе пмятные знки, обрзы, для того, чтобы свой ум чще обрщть к Единому ворцу - где же здесь язычество? о же ли смое - Бог и те зповеди, ко- торые Он дл Моисею? Нет. Но кк же пророк Исия воскли- цет - "И н зкон Его буду уповть". Не язычник ли Исйя, рз уповет н зкон Божий, не н Бог? А вот Двид приз- нется - "кк люблю зкон вой". Кк же смеет он религиозно любить что-то, помимо Бог? И уж не нрушет ли зповедь "Богу одному поклоняйся" тот же Двид, когд говорит: "пок- лоняюсь святому хрму воему". Конечно, нет, ибо все, что нпоминет о Боге, достойно блгоговейного Отношения. вой обрз блгочестия нельзя нвязывть другим - но и по- дозревть в других худшее без всякой попытки понять мотивы их действия является ничем иным кк фрисейством. Можно быть христинином и жить по Евнгелию, не почитя живопис- ных изобржений (првослвные, молясь в лгерных бркх, где небыло икон рист, не перествли быть првослвными). Нос глвной зповедью Евнгелия - зповедь любви - трудно совместим прктик обвинений других христин в язычестве только з то, что они иным путем выржют свое блгоговение перед Единым Господом. Можно ли, глядя н звезды, слвить ворц? Можно ли, глзми взиря н земное, умом воспевть Небесное? Вопрос риторический, и всякий верующий ответит н него решительным "д". А рз можно - знчит творение может быть посредником между Богом и еловеком. И природ может быть посредником в религиозном стновлении человек, когд своей крсотой и величием исторгет из его сердц молитву к оздтелю. Но если человек будет почитть космические силы и стихии з Бог, тогд он превртиться в язычник, ибо тврь для него встнет н место ворц. Другое дело, что в ветхо- зветные времен зримя икон Бог был невозможн. Но во ресте Бог стл един с человеком - и если ристос есть Бог, и ристос был виден, то знчит он стл изобрзим. Евнгилие словми описывет жизнь рист, художник - крскми. До тех пор, пок вопрос о почитнии икон не был теснейшим обрзом связн с вопросом о воплощении Бог во ристе - ер- ковь допускл рзное отношение к иконм. Он не зпрещл использовть обрз для проповеди и для молитвы тем, кто кк получл духовную пользу, и он же не понуждл к этому тех христин, которые боялись, что языческие предрссудки в н- роде еще слишком сильны, чтобы можно было безопсно предл- гть художественные изобржения священных событий. До 8 ве- к мы не видим повсеместного и обязтельного употребления икон. Но и скзть, что иконопочитние появляется лишь пос- ле XII Вселенского обор время,тоже неверно.Этот обор лишь богословски обосновл иконопочитние - но не он его ввел в церковную жизнь. Икон существовл и рньше. Всем известно, нпример, что итльянские Помпеи погибли в 79 году. Дже по протестнтским меркм это врему опостольской, неискженной еркви. не все постолы уже ушли к этому году из ншего ми- р. к вот, при рскопкх в этом зсыпнном пеплом городе были нйдены стенные росписи н библейские сюжеты, и изобр- жения

ёърўрЄ№ ЁхЇхЁрЄ
1 2

═х эр°ыш эєцэє■ ЁрсюЄє? ╟рърцш ЁхЇхЁрЄ, ъєЁёютє■, фшяыюь эр чрърч

┬эшьрэшх! ╤Єєфхэўхёъшщ юЄф√ї ш ьхурЄєёютър яюёых ёхёёшш!


╬сЁрЄэр  ёт ч№.

IsraLux юЄч√т√ ╚чЁршы№ юЄч√т√