Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100




Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ

реферат на тему: Эффективность школьной риторики

скачать реферат

что к середине XIX в. в России, как и во многих других европейских странах, риторика подверглась резкой критике за схоластику, схематизм, рецептурность. Она вытеснялась другими предметами - вначале теорией словесности ( где предметом изучения становятся главным образом художественная речь, тропы ), а затем ( конец XIX начало XX вв. ) культурой речи ( где главным предметом внимания становятся нормы литературного языка ). В школе занимаются развитием связной речи у детей, где основное внимание уделяется обучению с помощью изложений и сочинений, умению создавать устные и письменные тексты. При этом в школах России развитию коммуникативных умений всегда уделялось известное внимание, хотя далеко не во всех случаях эта работа обозначалась как риторическая. Возрождение риторики началось в середине ХХ века. Риторика настоящего времени преодолела рамки, изначально очерченные её создателями: речь, ею организованная, существует как в устной, так и в письменной форме; она все более вторгается в область, прежде считавшуюся исключительной компетенций поэтики. Разрабатываются критерии невербальной ( несловесной ) риторики - характеристики взаимодействия и воздействия мимики, жеста, голосовых модуляций, цвета. Современная риторика непредставима вне лингвистики текста, герменевтики ( науки о восприятии ), семиотики ( науки о способах означивания и характерах знаков ), психологии, физиологии, а также дидактики. Сейчас в активе риторики труды БАРТА и в целом неориторической группы « Мю «, опубликованные на русском языке в сборнике « Общая риторика « ( 1986 ), работы ЛОТМАНА, Б. А. УСПЕНСКОГО, в известной мере продолженные коммуникативно лингвистические исследования БАХТИНА. В 1958 г. вышел сборник статей и фрагментов « Об ораторском искусстве «, 1967 г. - сборник « Мастерство устной речи «, в 1978 г. появилось издание « Античные риторики «, включившие работы АРИСТОТЕЛЯ, ДЕМЕТРИЯ, ДИОНИСИЯ ГАЛИКАРНАССКОГО и др. В настоящее время объем литературы по проблемам риторики исключительно велик; полные библиографические справочники содержатся в номерах журнала « Риторика «, издаваемом с 1995 года ( 45; 12 ). Появилось и большое количество учебных пособий, но это уже тема нашей следующей главы.

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ И УЧЕБНИКИ ПО РИТОРИКЕ.

Как нами уже было упомянуто ранее, в настоящее время риторика все чаще стала вводиться в программу не только специализированных школ, лицеев и гимназий, но ею заинтересовались и общеобразовательные школы ( что, на наш взгляд, более важно ). Возникает вопрос: может быть, следует восстановить ту риторику, которая существовала в XVIII XIX вв., переиздать лучшие учебники, и тем самым проблема будет решена? Нет. Это не было бы удачно найденным выходом, хотя, безусловно, переиздать популярные в своё время риторики И. С. РИЖСКОГО, А. С. НИКОЛЬСКОГО, А. Ф. МЕРЗЛЯКОВА, Н. Ф. КОШАНСКОГО, М. СПЕРАНСКОГО было бы очень полезно. Дело в том, что все эти учебники также безнадёжно устарели, как и учебники грамматики того же периода, несмотря на то, что и в тех, и в других есть много ценного. Повышенный интерес к риторике неминуемо нашёл отклик во многих издательствах. К сожалению, далеко не всю литературу можно рекомендовать в качестве обучающей для школьников. Всё чаще она рассчитана на людей, имеющих за плечами солидный багаж знаний по этому предмету. А иногда авторы пускаются в столь туманные рассуждения, что читатель не всегда уверен в том, что сам автор до конца понимает, о чём он говорит. На
Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ




наш взгляд, первейшим критерием в подборе методической литературы должна быть ясность изложения мысли и простота в понимании не только самим автором, но и аудиторией, на которую и рассчитано учебное пособие. Из всех учебных пособий по риторике мы отобрали следующие: - Н. А. Михайличенко. Риторика. - Н. Н. Кохтев. Риторика. - А. А. Мурашов. Основы педагогической риторики. - Т. А. Ладыженская. Школьная риторика. - Немного расскажем о содержании этих учебников, после чего попробуем оценить их с точки зрения пригодности для работы в школе.

2. 1. Н. А. МИХАЙЛИЧЕНКО. РИТОРИКА.

Это пособие представляет собой краткий конспект лекций по основам риторики, дополненный вопросами для самопроверки, практическими заданиями и упражнениями, которые, по мнению автора, должны помочь учащимся выработать и закрепить необходимые навыки и умения. В основе пособия лежит опыт преподавания составителем курса риторики на факультетах Института Молодёжи и в старших классах гимназий Петровского района города Москвы. Пособие является учебно методическим; предназначено для старших классов ( 8 11 ) гимназий, лицеев и школ гуманитарного профиля. Оно состоит из следующих частей: - Введение; - VI разделов; - Заключение; - Упражнения; - Краткий словарь трудных слов; - Список рекомендуемой литературы; - Литература по проблемам риторики; - Список словарей.

Немного поподробнее о каждом из пунктов.

ВВЕДЕНИЕ.

Во введении говорится о проблемах правильной речи в современное время. Риторика определяется как особая наука о законах “ изобретения, расположения и выражения мыслей в речи “. Автор также упоминает определение риторики, данное ПЛАТОНОМ ( “ Искусство управлять умами “ ( 44; 4 ) ), подводя, таким образом, к другому названию риторики - ораторское искусство. Судя по всему, данное учебное пособие только с этой точки зрения и будет рассматривать риторику. Далее автор ставит ряд вопросов: · Как достичь цели, поставленной оратором? · Как завоевать аудиторию, привлечь её на свою сторону? · Какую речь считать наиболее действенной? · В чём секреты убедительности устного публичного выступления? · Из чего слагается успех хорошей ораторской речи? · Какие возможные способы убеждения следует считать наиболее эффективными?

По всей вероятности, эти вопросы можно считать в данном пособии установочными. РАЗДЕЛЫ.

РАЗДЕЛ I. РИТОРИКА КАК НАУКА И УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ.

В этом разделе идёт речь о мастерстве оратора, о вопросах, поставленных перед ним, и о его целях. Немалое место уделено вопросу взаимодействия оратора и аудитории. Автор классифицирует ораторское выступление. Раздел снабжён опорными схемами: Схема 1. Основные виды красноречия; Схема 2. Основные этапы работы перед речью; Схема 3. Основные этапы подготовки и проведения публичной речи; и таблицами. Определяются науки, являющиеся слагаемыми речевого мастерства. В конце раздела учащимся предлагается ряд вопросов, направленных не только на знание лекции, но и на её понимание. В завершении - предложение подготовить учащимися трёхминутную речь на тему: « Зачем нужна риторика? «.

РАЗДЕЛ II . ИЗ ИСТОРИИ РИТОРИКИ.

В этом разделе говорится о возрасте риторики (одна из древнейших наук ), о возрастающем к ней интересе в переломные моменты истории и в современное время. Автор убеждает учащихся в необходимости последовательного изучения риторики с античности по современное время. Отсюда и логическое деление раздела на 3 главы: 1.

скачать реферат
1 2 3 4 5 6 ...    последняя

Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ

Внимание! Студенческий отдых и мегатусовка после сессии!


Обратная связь.

IsraLux отзывы Израиль отзывы