Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100




Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ

реферат на тему: Уникальные отливки "диковинки"

скачать реферат

Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию

Московский Государственный Индустриальный Университет

(МГИУ)

Р Е Ф Е Р А Т

По дисциплине: "История науки и техники"

«Уникальные отливки "ДИКОВИНКИ"»

Группа:Студент:Преподаватель:

Москва 2000 Металлы подают укрепление и красоту важнейшим вещам в обществе потребным...

М. В. Ломоносов «Слово о пользе химии» ОТЛИВКА В ОТЛИВКЕ

Подлинное мастерство художника или умельца отличается от умения кустаря его беспредельностью и своеобразной внешней легкостью. Нередки случаи, когда творчество мастера граничит с дерзостью, с поразительной виртуозностью. Вырезанные умельцем Востока из кости последовательно друг в друге шары, картины армянского умельца на маковом зерне, выкованный русским кузнецом тончайший цветок из стали и подкованная блоха это не только развлечение или средство удивлять неискушенных, но и стремление раздвинуть границы возможного в творческом труде. Литейщики по своей природе, по характеру труда художники, которым также не чуждо желание превзойти эти границы. Все выдающиеся отливки мира были заметными этапами в истории литья. Но не каждому литейщику истинному умельцу огненной профессии было дано лить Царь-колокол или открывать новый сплав. Настоящий мастер находил себя и в малых формах. Примером литья «диковинок» может быть отливка грузинского мастера I тысячелетия до н. э. из обычной для того времени бронзы (клад Б. А. Кухтина). Это небольшая рукоять для какого-то особого копья или инструмента. Судя по форме, по литым геометрическим фигурам на остове, мастер был импровизатором и выполнял многое в отливке без предварительного рисунка или образца, по наитию. Рукоять представляет собой остов квадратного сечения, на двух противоположных гранях его отлиты различной формы углубления без особой строгости в размерах, положении и размещении. На одной из этих граней расположены извилистые углубленные линии, изображающие, по-видимому, змею. Верхняя часть остова разветвляется на три доли и переходит в своеобразное навершие или захват для ручки. Литой рисунок детали рукояти не свидетельствует о большом мастерстве литейщика в графике и живописи. Многие изделия того периода, а иногда и гораздо более ранних времен, стоят неизмеримо выше по художественности их орнаментовки, по литым изображениям и т. п. Быть может такая небрежность нарочитый прием мастера, чтобы не отвлекать от главной идеи его творения. Нижняя часть остова имеет коническое расширение, а ее полая часть в разрезе напоминает контуры восьмерки. Внутри полой части находится самостоятельная отливка стерженек с круглой головкой. В полой части рукояти выполнены треугольные отверстия при помощи специальных выступов формы, следы которой в виде треугольных углублений видны и на головке стерженька. Тщательный осмотр углублений в отливке, а также химический анализ металла и металлографические исследования обеих частей рукояти, выполненные академиком Груз. CСP Ф. Н. Товадзе и его сотрудниками, свидетельствуют о том, что обе детали рукояти отлиты заодно: отливка в отливке. В этом устройстве отливки и заключается ее «хитроумие». Нужно было обладать большим мастерством и изобретательностью, чтобы заодно получить две отливки, расположенных одна в одной, причем так, чтобы внутренняя свободно вращалась в наружной. Совмещенные таким образом отливки можно было получить лишь по восковым моделям, но при этом для изготовления их требовалась
Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ




весьма тонкая работа литейщика. Трудно сейчас определить практическую надобность в таком устройстве рукояти, но каково бы ни было ее назначение, техника литья и сейчас заставляет нас восхищаться талантом литейщика, смастерившего такую «диковинку».

ЦАРЬ-ЛЕВ

Говоря об уникальных отливках, нельзя не вспомнить о чугунной отливке, которую еще ее творцы в глубокой древности окрестили Царем-львом. Отливка заслуживает такого названия не только потому, что изображает царя зверей, но и потому, что является самым крупным в мире литым изваянием льва. Царь-лев (Шицзы-ван) был отлит из чугуна более 1000 лет тому назад (в 954 г.). Почему отлит был именно лев, сказать трудно. В Китае львы вообще не водятся, хотя их изображения (весьма мало напоминающие истинный облик львов) у ворот дворцов, жилых зданий, на перилах мостов и в ряде других мест встречаются очень часто. Лев олицетворение стража и могущества. Летопись гласит, что один опальный мастер после его помилования в честь владыки Поднебесной создал эту уникальную отливку. Лев был отлит на территории одного из монастырей, расположенного у небольшого города. Со времени его литья многое изменилось: не осталось от храма и следа, да и сам город переместился почти на 15 км от своего прежнего места, но эта чугунная отливка сохранилась до сих пор. Высота отливки больше 5,5 м, длина больше 5 м, вес около 100 т. По данным древних летописей, раньше между ног изваяния свободно проезжала телега с лошадью, но за длительные годы оно сильно вросло в землю и теперь, чтобы пройти под животом льва, человеку среднего роста надо изрядно нагибаться. Отливка пустотелая, покоится она на специальной плите, глубоко осевшей в грунт. Подробному изучению самой отливки и технологии ее литья способствовало то, что отливка сильно разрушена, а вокруг нее, то есть в местах, где велась подготовка к формовке и заливке, вырыты сейчас в поисках воды четыре глубоких колодца. Это позволило измерить во всех характерных местах толщину тела отливки, по шлакам и остаткам кусков формы в колодцах определить особенности формовки и плавки металла и, используя некоторые архивные данные, полностью восстановить технологию литья. Форма была выполнена по глиняной рубашке. Наружная ее часть состояла из отдельных кусков, плохо припасованных друг к другу, так что следы заливов сохранились до сих пор весьма четко. Они видны и на фотографии, хотя слой ржавчины па некоторых местах отливки достигает 10 мм. Для отделения глиняной рубашки от стержня и кожуха формы применялась прослойка из груботканого холста. В те времена в Китае существовали лишь небольшие однофурменные вагранки для плавки чугуна. Они и были использованы при выплавке металла для Царь-льва. Следов тигельной металлургии чугуна не обнаружено. Этими мелкими печами, которые легко переносились и при надобности наклонялись, было, по-видимому, усеяно большое пространство вокруг формы. Печи имели слишком малую производительность, а небольшая толщина тела некоторых мест отливки (несмотря на местное утолщение ее литниковыми каналами) не позволяла вести заливку слишком медленно и длительно. От каждой печи по небольшому каналу выпускался металл, к нему по мере приближения к форме присоединялись ручейки от печей, расположенных на пути к форме. О том, что именно такой способ плавки и заливки был применен, свидетельствует устройство чаши в форме, которая так и осталась на отливке. Возможно, в эту чашу заливали также чугун из ручных ковшей, принося его из печей, установленных

скачать реферат
1 2 3 4

Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ

Внимание! Студенческий отдых и мегатусовка после сессии!


Обратная связь.

IsraLux отзывы Израиль отзывы