Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100




Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ

реферат на тему: Эксперимент как метод научного познания

скачать реферат

преобразующего изменения средства познания и познавательного изменения предмета познания; 11 Конструктивно обеспечивается связь между заданными изменениями объекта познания и познавательными изменениями предмета познания. 12 В тех случаях, когда можно задать различные и контролируемые исследователем состояния системы, разрабатываются необходимые для этого конструкции средств познания; 13 Разрабатывается подсистема фиксации результатов эксперимента; 14 Разрабатывается подсистема счета и измерения; 15 Устанавливается необходимая, конструктивно оформленная связь между взаимодействием подсистем фиксации результатов эксперимента и счета и измерения; 16 Отлаживается взаимодействие «преобразующее изменение средства познания изменение предмета познания». При этом особое внимание обращается на соответствие этого взаимодействия тем моделям, которые были созданы исследователем; 17 Осуществляется элементарный акт процесса познания. При этом исследователь выполняет пуск, контроль за протеканием и выключение взаимодействия, упомянутого в п. 16; 18 Фиксируются результаты эксперимента в образах познавательных изменения предмета познания; 19 Образы познавательных изменений предмета познания переводятся в протокольные записи (описываются предложениями). Приведенная схема последовательностей операций в эксперименте является весьма общей. Каждый ее пункт, в свою очередь, состоит из определенной последовательности операций. Схема последовательности операций в эксперименте образует систему и поэтому порядок ее элементов фиксирован. Экспериментатор не может начать работу, пока не будет построена гипотетическая модель. Без соотнесения гипотетического изменения предмета познания с имеющимися знаниями об объекте познания нельзя выбрать преобразующее изменение средства познания. Это делает невозможной процедуру разработки подготовительных изменений и соответствующих им конструкций элементов средства познания. В заключение следует еще раз отметить, что системный характер экспериментальных процедур состоит в определенности состава образующих эти процедуры операций и их порядке в каждой последовательности операций. 7 Заключение

В работе проведено исследование научного метода познания эксперимента. Мы стремились составить ясное представление о том, что такое эксперимент (его состав, свойства, структуру), отличительные особенности. Анализ экспериментального исследования связан с трудностями, обусловленными его тесным переплетением со многими видами практической и познавательной деятельностей. Анализ строения и практических основ экспериментального исследования позволяют сделать вывод, что здесь мы сталкиваемся далеко не с чисто эмпирическим методом. Учитывая структурную организацию эксперимента, можно заметить, что теория дает о себе знать на всех этапах его выявления. В обобщенном виде роль теории в эксперименте реализуется в формировании целей и задач, в разработке плана, в проектировании и изготовлении приборов, в процессе проведения самого эксперимента, в получении и фиксировании исходных данных, а также в логико-математической обработке данных. Кроме того, строение познавательного цикла позволило выделить экспериментальные методы. Рассмотрение же логических средств экспериментального исследования позволило выявить и охарактеризовать такие методы научного познания, как операции анализа и синтеза, дедукции и индукции, обобщения и абстрагирования, аналогии и моделирования. Более того, выделение взаимосвязей системы «средства познания предмет
Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ




познания» дало возможность определить экспериментальный факт, как познавательное изменение предмета познания, фиксированное исследователем. Хотя эксперимент и основывается на практической деятельности исследователя, но его специфика не исчерпывается только этим признаком. Представляя собой именно метод познания, эксперимент включает чувственные, логические и теоретические средства познания, гармоничное сочетание которых и позволяет раскрыть все особенности его природы. Список использованных источников

1 Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги 20 столетия. М.: Логос, 2000. 2 Кохановский В. П. философия и методология науки. Ростов/Донц, 1999. 3 Рузавин Г.И. Методология научного исследования. Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ, 1999. 4 Подкорытов Г.А. О природе научного метода. Л. Изд-во ЛГУ, 1988 5 Ярцевич А.В. Философия науки. Критическое введение. Л.: 1989. 6 Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. 7 Воробьев В.Я. Елсуков А.Н. Теория и эксперимент. Мн.: Высш. шк., 1989. 8 Пуанкаре А. О науке /пер. с фрн./. М.: 1983. 9 В.Г.Блохин, О.П.Глудкин, А.И.Гуров, и др. Современный эксперимент: подготовка, проведение, анализ результатов. Учебник. - М.: Радио и связь, 1997. 10 Быков В.В. Методы науки. М.: Наука, 1974. 11 Современная философия науки. Хрестоматия. - М.: Наука, 1994. 12 Философия и методология науки. Под редакцией В.И. Купцова.- М., 1996. 13 Соколов А.Н. Предмет философии и обоснование науки. - С.П., 1993. 14 Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология.- М., 1998. 15 Чкалова О.Н. Основы научных исследований. Киев: Вища школа, 1978. 16 Броиль Л. По тропам науки. М., 1988. 17 Голованов В.Н. Законы в системе научного знания. М., 1970. 18 Колесников А.Ф. Основы математической обработки результатов измерений. Томск: ТГУ, 1963. 19 Вальт Л.О. Мысленный эксперимент. Тарту, 1962. 20 Философия и методология науки. Ч. 2. М., 1994.

скачать реферат
первая   ... 3 4 5 6

Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ

Внимание! Студенческий отдых и мегатусовка после сессии!


Обратная связь.

IsraLux отзывы Израиль отзывы