Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100




Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ

реферат на тему: Бахтин - философия поступка

скачать реферат

и профессиональной свободы, компетентного, свободного и ответственного поступка. Массовая образовательная практика находится преимущественно в информационно-вербальном, недеятельностном образовательном пространстве. Основное время и ресурсы его субъектов заняты продвижением непрерывного и все нарастающего потока учебной информации. Поступки, отношения, нравственная деятельность как высшие ценностные педагогические феномены в редких случаях становятся предметом диагностики и анализа и еще реже - прогностической и конструктивной деятельности. Поэтому необходима неотложная разработка этико-философского компонента военной педагогики нравственного поступка как теоретико-методологического ядра парадигмы самореализации и саморазвития личности. В современном понимании сущность личности определяется как ансамбль общественных отношений в их соподчиненности, сопряжении, иерархии и гармонии. Ансамбль предполагает интеграцию в человеческой сущности отнюдь не всех отношений, а только тех из них, которые могут быть освоены и персонифицированы. Человек не стремится остаться чем-то окончательно установившимся: он находится в "абсолютном движении становления" (К. Маркс, А.С. Арсеньев, В.В. Давыдов, Т.Д. Шапошникова). В этом его уникальная пластичность, широта возможностей выбора индивидуальных проявлений и траекторий личностного развития. Ориентация на "абсолютное движение становления" и развития человека может осмысливаться как один из современных принципов гуманистической философии военного образования и педагогики. Стержнем, основной линией развития ансамбля отношений, его системообразующим фактором предстает гуманизированная деятельность, то есть деятельность свободная, нравственная, центральным элементом которой является нравственный поступок как цель, средство и результат образования личности, как высшая общечеловеческая ценность. Самым опасным результатом образования являются прекрасно информированные люди, не отягощенные совестью. В трудах М.М.Бахтина обоснованно предлагается разграничивать понятия "нравственность" и "мораль", рассматривать человека в двух системах координат его бытия: "вещной", где он оценивается по продуктам его труда и/или/по социально-ролевым функциям, то есть через отношения "полезности" обществу, и по собственно человеческой, воплощающей универсальные характеристики человека как представителя человеческого рода, как самоценность. В этой системе отношений человека, их бинарной оппозиции заключено вечное и драматическое противоречие его бытия: с одной стороны, есть нравственная система ценностей, существующих в форме всеобщих, безусловных принципов человеческого бытия в свободе целеполагания, самореализации и саморазвития, - нравственность; с другой - часто противоположная ей система моральных норм и требований, функционирующая в конкретном социуме. Человек постоянно находится в этих двух инвариантных сферах, бинарных оппозициях, порождающих проблемы их соотнесения и выбора поступка. Принципы нравственности (внутренняя свобода, самоценность человека, равенство, совесть и пр.) безусловны, безоговорочны и всеобщи. Мораль же всегда групповая (национальная, классовая, сословная, корпоративная и пр.), не всеобщая, не общечеловеческая. Мораль связана с актуальной ограниченностью человека как члена того или иного человеческого сообщества и представляет собой конечную систему норм и правил, ограничивающих человека определенными рамками. Нравственность формируется всегда с личностью, составляет принцип и способ ее бытия
Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ




и неотделима от содержания "Я". Мораль же в готовом виде предписывается человеку извне, противоречит его "Я" уже тем, что он должен подчиниться этой системе норм и правил. Мораль поэтому связана с внешней целесообразностью (необходимостью), а нравственность - со свободным целеполаганием и самоопределением самого человека. Нравственность существует для себя, для саморазвития своей личности, мораль же - прежде всего для других, и ею могут пользоваться, в том числе и в корыстных целях. В большинстве случаев, поэтому мораль выдают за общечеловеческую нравственность, что зачастую позволяет более обоснованно требовать подчинения личных интересов интересам социума, государства, его идеологическим установкам. Если моралью могут пользоваться в самых различных целях, зачастую небескорыстных, то нравственностью пользоваться нельзя, она не может быть переведена в план отношения использования (полезности). Награда в области морали, например, может иметь вполне ощутимые формы, начиная от похвалы и престижа и кончая материальными и иными выгодами. Награда за нравственный поступок не может иметь вещной формы и лежит в сфере самосознания человека, его совести. Это не значит, что во всех столкновениях морали и нравственности человек должен отдавать предпочтение нравственности. Тогда ему пришлось бы отказаться от жизни в реальном мире, к моральным нормам функционирования которого по необходимости человек должен адаптироваться. И все же нравственный поступок как цель и идеал должны жить в его духовном мире как образец, как критерий оценки самого себя и своего практического действия: они составляют свободное, неограниченное пространство нравственного развития человека, являются источником обновления моральных норм и предписаний социума. Педагогика нравственного поступка предполагает развитие у человека чувствительности к внутреннему конфликту между общечеловеческим и социально-групповым как источнику мотивации его нравственной деятельности. Освоение системы моральных норм и предписаний социума является первоначальной ступенью адаптации человека к жизни в реальных социальных условиях, средством его социализации, а в последующем развитии - средством их согласования, коррекции и гармонизации по нравственным критериям. Взаимодействие морали и нравственности проявляется в механизме деятельности свободного выбора целей и ценностей, самоопределения человека и его ответственности. Нормативно-моральный характер толкования понятия "ответственность" - наша отечественная традиция, связанная преимущественно с социоориентированной парадигмой восприятия и понимания мира, роли и места человека в нем как объекта социализации, и недооценкой гуманистического аспекта его осмысления как субъекта, творца социальных, моральных, правовых и иных норм и предписаний. При гуманистически ориентированном подходе человек воспринимается и осмысливается как последняя инстанция в решении вопроса, как поступить и, следовательно, оказывается готовым и способным к личной ответственности за свои поступки. Проблема свободы и ответственности решается, таким образом, на диалектике процессов социализации и гуманизации, зависимости от социума, необходимости адаптации к его нормам и предписаниям и феномена приватной внутренней, нравственной свободы как подлинного, не декларируемого признания его суверенности и меры всех вещей. Мера личной свободы есть мера личной ответственности. Только тогда человек по своей воле несет это нелегкое, но благотворное бремя перед самим собой, своей совестью

скачать реферат
первая   ... 2 3 4 5 6 7

Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ

Внимание! Студенческий отдых и мегатусовка после сессии!


Обратная связь.

IsraLux отзывы Израиль отзывы