Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100




Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ

реферат на тему: Развитие мира и мышления

скачать реферат

«Утверждаю» начальник кафедры №4 подполковник В. Грабарь. «__» ________ 1999г.

Лекция №7. Развитие мира и мышления.

Лекция обсуждена и одобрена на заседании ПМК «Философия». Протокол № от «__» ________ 1999г.

Пермь 1999г.

Учебные вопросы: 1. Философское учение о диалектике. 2. Диалектика бытия. Принцип связи. 3. Понятие развития: источник, механизм, направленность.

1 ВОПРОС

Слово «диалектика» впервые применил Сократ (469-399 г.г. до н.э.). ОН обозначал им свой метод философствования, который по-сути является искусством. В споре вскрываются внутренние противоречия в мыслях противника, которые ведут к ложным следствиям. Отбрасывая такие противоречивые мнения Сократ помогал рождению истины. Но еще ранее, до появления слова «диалектика» и понимания ее как метода философии, складывалась диалектическая теория в философии.Уже древние мыслители исходили из представления о мире в котром происходят непрерывные процессы изменения, становления. Мир (космос) мыслится как совмещающий в себе , противоположности покоящегося и изменчивого. Непрерывный процесс движения лежит в основе бытия. В нем всякая вещь и свойство переходят в свою противоположность. Так Гераклит утверждал «В одну и ту же реку нельзя войти дважды» подчеркивая всеобщность изменений. Источникомизмений является борьба, «война». Но поскольку космос мыслится как завершенный иединый то противоположности перетекают друг в друга (твердое в жидкое, жидкое в газообразное, земля в воду, вода в воздух, воздух в огонь, огонь в эфир )без порождения чего-либо нового. Отсюда и утверждение о тождестве противоположностей: «Добро и зло - одно итоже» Оппозицией Гераклиту стали взгляды Парменида и Зенона, которые обосновывали невозможность движения и изменения в виду их абсурдности. «Ахиллес никогда не догонет черепаху», утвердал Зенон. Но и этим своим парадоксом в отрицатеельной форме поставил вопрос о диалектической природе движения. Платон (427-347 г.г. До н.э.) представлял диалектику как движение мысли от многообразных конкретных значений к общим понятиям и обратно. Аристотель впервые ставит проблему изменения как проблему развития. Диалектика Аристотеля в изучении о причинах порождения из первосубстанции других вещей. Развитие есть такое изменение в котором каждый последующий этап несводим к предыдущему. Оно порождается активностью присущей вещам формы. Как искусство спора диалектика развивается в средние века . Для отыскивания истины в споре спорящие опирались на формальную логику , которая противопоставлялась риторике и называлась тогда диалектикой. В новое время идеи диалектики развивались в мышлении таких философов как Декарт, Спиноза, Лейбниц, Дидро, Руссо. Декарлд утверждал, что природа развивается самостоятельно , порождая новые формы, ему вторит С пиноза в своем учении о субстонции. Лейбниц учил о непрерывности развития , о появлении нового как единства противоположностей. Руссо и Вольтер переносят развитие в историю общества, а Кондорсе дополняет его учением о непрерывном прогрессе. В философии Канта диалектика апеллирует уже не кпредметам , а к отношениям. Кант ставит вопрос о истории природы, о происхождении солнечной системы из туманности, рассматривая идею бесконечности. Понять развитие, противоречивое по своей природе возможно диалектикой разума. Важные диалектические идеи содержит философия Фихте и Шеллинга. Развернутую систему диалектики создал Г. В.Ф. Гегель. Он провел в систему понятийный аппарат диалектики,
Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ




он выводит одну категорию из другой. Формирует закономерности отражающие универсальные связи мира, познания и мышления. Причем категории мышления, абсолютны, они привносятся в мир, а не берутся из мира. Он видит источник движения в борьбе противоположностей внутри объекта, в отрицании старого новым. К числу наиболее значительных концепций развития относятся диалектико-материалестическая концепция. Она сложилась в 40х г. Прошого века в учении Маркса и Энгельса. Развитие осуществляется как «отрицание отрицания», по спирали , а не по прямой линии , как «перерывы постепенности», превращения количества в качество , внутренние импульсы к развитию даются противоречием. Эта концепция била политизирована во в взглядах Ленина и Сталина , которые абсолютизировали элемент борьбы , отрицания , скачки взрывного характера - революции. Наряду с такой концепцией возможна и иная интерпретация диалектики - гуманистическая. Превращая людей не в пассивные элементы своего класса, а разрешающая диалектику единичного и общего в истории в пользу человека. Наряду с диалектикой существовали другие методы мышления: это - софистика, эклектика, метафизика, дот манизм Софистика как совокупность видов аргументации , в использовании правил логики приводила к псевдо-истине , поскольку софизм - преднамеренное нарушение правил логики для доказательства не истинного , а желаемого. Но в движении познания софистика способствует выявлению проблемы логического противоречия системы знаний. Эклектика - есть механическое соединение фактов и формулировок, элементов, относящихся к разным сторонам объекта, что ведет к ложному отражению мира. Эклектики подменяют логическое основание сообразное поставленной целью. Сегодня эклектика применяется в рекламе, в средствах массовой информации. Метафизика - способ мышления противоположный диалектическому. Как метод она имеет ряд принципов: 1) Объекты рассматриваются вне связи друг с другом. 2) Признается развитие, но не видит причины саморазвития, самодвижения; признаются изменения предметов, процессов количественного, но не качественного. 3) Истина абсолютна , застывшая , конечная она не есть процесс. Долгое время метафизика обслуживала теологию, потом понималась как анти-диалектика. С точки зрения соответствия содержания науки конца ХХ века и исторической практике человечества материалистическая диалектика наиболее предпочтительна, диалектический материализм определяет диалектику как учение о развитии природы , общества и мышления, то есть о развитии его наиболее полном и глубоком виде. Диалектика предметов, процессов окружающего мира, природы и общества является объективной , отражение в сознании объективной диалектики превращает ее в субъективную , диалектику познания мира и диалектику мира и диалектику мышления. Таким образом субъективная диалектика вторична, она совпадает с объективной по содержанию, но различна по форме. Такое понимание диалектики делает ее наукой, в которой совпадают: 1) Диалектика бытия - становящаяся теорией развития мира на уровне природных проявлений и общественного бытия. 2) Диалектика отраженного мира в двух формах - диалектика как теория познания, раскрывающая как достигаются знания и диалектика как логика, раскрывающая законы диалектического мышления. Диалектика как наука имеет своим объектом бытие как объективное так и субъективное, предметом ее являются связи и развитие этого бытия (мира). Как наука, как система знаний диалектика включает понятия, категории, принципы и законы. Принцип - наиболее

скачать реферат
1 2 3 4

Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ

Внимание! Студенческий отдых и мегатусовка после сессии!


Обратная связь.

IsraLux отзывы Израиль отзывы