Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100




Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ

реферат на тему: Русская философия

скачать реферат

ЛЕКЦИЯ №3 Тема: Русская философия 1) Особенности становления и развития русской философии 2) Русская ренессансная философия (XVII XIX вв.) 3) Русская философия ХIХ в. и начала ХХ в. 4) Философская мысль в советский период. 1 вопрос Особенности становления и развития русской философии Перед началом рассмотрения 1-го вопроса мы должны отметить своеобразие Русской Культуры (важнейшей составляющей которой является русская философия), которая, в конечном счете, определила своеобразие русской философии. Русская культура явление уникальное. С чем это связано: 1) Географически наше Отечество, на протяжении всего своего существования, находилось на перекрестке Западной и Восточной цивилизации. 2) Наша культура сложилась позже большинства азиатских и европейских цивилизаций и находилась с ними в постоянном контакте, но никогда не опускалась до “голого” их копирования, а с Х1Х века сама начала оказывать серьезное влияние на культуру других народов. 3) Формирование нашей культуры происходило не только в благоприятных условиях, но и в условиях насильственного насаждения чуждых образцов и идеалов, путем приказов и запретов, разрушения и наказания. Однако русская культура сумела создать свой своеобразный тип мышления и самочувствия, который нельзя однозначно отнести ни к восточному, ни к западному вариантам. 4) Русь (а затем Россия) всегда была многонациональным и поликультурным социальным организмом, который способствовал образованию особой единой культурной основы своей общей Родины. 5) Находясь на протяжении значительного периода своей истории в положении отстающей и догоняющей, Россия приобрела редкую способность не просто быстро усваивать передовые идеи, но и перерабатывать их, приспосабливать к своей культурной среде. 6) Для русского общества всегда были характерны большая напряженность, взрывоопасность, конфликтность, связанные: · С господством власти (самодержавие, КПСС) и диктатом идеологии (религии, партии) · С архаичной или крайне прочной и неповоротливой государственной машиной, поэтому единственной сферой для развития свободы была духовная сфера, где находили свое воплощение различные теории и идеи. Периодизация русской философии В современной отечественной философии обычно выделяют следующие периоды русской философии I период Зарождение философской мысли на Руси. (XI-XVII в.в.) II период Русская ренессанская философия (XVIII начало XIXв.в.) III период Русская философия XIX начало XX в. IV период Философия в советский период истории (1917 1991г.г.). 1) Зарождение философской мысли на Руси Этот период соответствует средневековой философии и делится на два этапа: · Древнерусская философия Киевской Руси (Х1 Х111 в.в.) · Средневековая русская философия Московского государства (XV XVII в.в.) 1.1 Древнерусская философия Киевской Руси. Особенности исторического периода · Русь сформировалась как союзное государство во главе с Киевом; · Наличие культурных и торговых отношений с Востоком и Западом; · Создание письменности, распространение грамотности, книжности, школьного образования · Принятие Византийского православного христианства в 988 г., послужившее первоначальным толчком к появлению русской философии. Особенностью этого процесса явилось то, что славяне православию не подчинились, они его оязычили, так как: · Славянам была чужда русская психология, (они не ждали Мессии-спасителя) поэтому постепенно произошла переориентация с культа Христа на культ Богородицы · С привычной общинной моралью не согласовывался принцип личной
Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ




ответственности за грехи мира. Поэтому христианство, трансформировавшись и переплетясь с язычеством, стало мощнейшей силой, внедрясь в основы национальной культуры и психологии. Все это наложило отпечаток на особенности древнерусской философии Философские идеи Киевской Руси Русь восприняла две византийские философские традиции. 1. Объяснение мироздания и истории исключительно на жестко канонизированных христианских морально-назидательных кодексах; 2. Попытка увязки религиозных догматов с античной мудростью Представители: 1. Киевский митрополит Илларион (Х1в.) В “Слове о Законе и Благодати” он рассматривает: · вопросы истории человечества, закономерности его изменения, а также место России в общемировом историческом процессе; · значение принятия христианства на Руси, взаимоотношение церковной и велико княжеской власти; · проблема познания как богопознания выходит за рамки богословия и подходит к пониманию познания с позиции рационализма. 2. Владимир Мономах (1053-1125) великий князь, политик, мыслитель. В своих “Поучениях” оставил потомкам нравственные заветы: · власть ответственность; · долг справедливость; · каждый человек неповторим, мерило его полезности труд; · к церкви надо относиться с почтением, но без подострастия. 3. Митрополит Климент Смолятич (XII в.) философ. В “Послании к пресвитеру Фоме” трактовал две метода познания: · Тайное, чтивое, не нуждающееся в усилиях ума знание, достигаемое “святыми”. · Обыденное знание, обоснованное практической жизнью Разум это естественный опыт души в чувственном познании мира. Разум выше чувств. В разуме человеческая душа обретает земное бытие и устремляется к познанию, мудрости бога, сокрытой в твари.

Вывод: 1. Киевские мыслители выступали против византийского влияния, на стороне светской великокняжеской власти за укрепление централизации русского государства. 2. В этот период Киевская Русь сумела познакомиться с античной и византийской философией, как постичь из нее многое. 3. Способом выражения смысла в древнерусской философии были свободно конструируемые аллегориум и символиум.

1.2 Философия Московского государства (ХV ХVII вв.)

Исторические условия: 1. После монголо-татарского ига к XV веку Русь оказалась экономически опустошенной, политически оскорбленной и духовно униженной. 2. Русь начинает объединяться и обновляться. Общественно-политическая жизнь смещается в Московское княжество, которое со временем становится центром Русского государства. В XVI-XVII в.в. это уже крупное централизованное государство с единой экономикой. 3. Власть опирается не на боярство, а на служилое дворянство. 4. Окончательно оформляется крепостное право. 5. Церковь остается оплотом идеологии, культуры и просвещения, но постепенно возникает светская литература.

Направления философии Московского государства 1) Историософское направление. Становление русской государственности отразилось в учении псковского монаха Филофея “Москва-третий Рим”. Историософия концепция философии истории, созданная как целостное постижение вариантности форм с точки зрения раскрытия в них универсального закона или метаисторического смысла. Согласно этому учению в основе исторического процесса лежит божественное провидение. “Старый Рим” как центр христианского учения пал в 476 г. “Новый Рим” (Константинополь-Византия) как продолжатель христианских идей пал под напором турок в 1453г. “Третьему Риму Москве” - как истинному продолжателю христианского учения стоять вечно. Падение “старого”

скачать реферат
1 2 3 4 ...    последняя

Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ

Внимание! Студенческий отдых и мегатусовка после сессии!


Обратная связь.

IsraLux отзывы Израиль отзывы