Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100




Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ

реферат на тему: Философия Николая Кузанского

скачать реферат

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра философии

Р Е Ф Е Р А Т

на тему: "Философия Николая Кузанского"

Выполнил: аспирант Кузин А.В.

Проверил:

Донецк 1999 СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 1 ВЕХИ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА НИКОЛАЯ КУЗАНСКОГО………….5 1.1 Начало пути……………………………………………………………………5 1.2 Церковно-политическая деятельность Николая Кузанского…………6 1.3 Гуманисты и Николай Кузанский………………………………………….8 1.4 Естественные науки в творчестве Кузанского……………………………9 1.5 Философия в творчестве Кузанского………………………………………10 2 ФИЛОСОФИЯ НИКОЛАЯ КУЗАНСКОГО……………………………….12 2.1 Проблема соотношения бога и мира………………………………………12 2.2 "Максимум", "Неиное", "Бытие-Возможность"………………………..13 2.3 Понятия "развертывания" и "свертывания"…………………………..14 2.4 Проблема бесконечности и новая космология…………………………..16 2.5 Человек микрокосма - наиболее совершенное подобие природы и бога……………………………………………………………….18 2.6 Познание………………………………………………………………………19 2.7 Вера и знание………………………………………………………………….22 2.8 Интуиция и бесконечность познания………………………………………22 ВЫВОДЫ………………………………………………………………………….25 ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК…………………………………………………………..27

ВВЕДЕНИЕ

Николай Кузанский является крупнейшим европейским мыслителем XV века, одним из видных гуманистов эпохи Возрождения и родоначальником итальянской натурфилософии. Время жизни и творчества философа - эпоха перехода от средневековья к новому времени, когда формируется ранняя буржуазная культура, эпоха, которую принято называть эпохой Возрождения. Как и все переходные эпохи в истории человечества, она была противоречивой. Именно противоречивость, свойственная данной эпохе, - одна из особенностей философии Николая Кузанского, представляющих борьбу разных тенденций. Антифеодальное в основе своей содержание его философии еще сковано средневековыми представлениями. Спекуляции об ангелах, восхваление веры, призывы к аскетизму, придание в развитии организма человека числу семь особого значения, призывы к умерщвлению плоти, несовместимые с жизнерадостным духом Возрождения и в тоже время - свойственные новым временам критическое отношение к схоластике, интерес к античности, к познанию природы, высокая оценка математики, человеческого разума характерны для философии Кузанца. Недаром горячий поклонник Николая Джордано Бруно писал о нем: "Он был подобен пловцу, которого бурные волны кидают то вверх, то вниз, ибо он не видел непрерывного, открытого, ясного света, он не плавал в спокойной, ясной воде" [1, с. 368]. В наши дни философское творчество Николая Кузанского представляет большой интерес и занимает прочное место в истории философии: ни один историк философии, анализирующий мировоззрение эпохи Возрождения, не может пройти мимо философского учения Николая из Кузы, поскольку именно философия Кузанского демонстрирует путь перехода от средневековья к возрожденческим представлениям. Однако чтобы лучше понять значение философского творчества Кузанца в истории Возрождения, следует рассмотреть и исследовать не только его философию, но и обстоятельства личной жизни, его взаимоотношения с различными слоями тогдашнего общества.

1 ВЕХИ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА НИКОЛАЯ КУЗАНСКОГО

1.1 Начало пути

Николай Кузанский родился в 1401 году в Германии - в местечке Куза Трирской епархии, в семье зажиточного крестьянина - рыбопромышленника Иоганна Кребса. Биографы сообщают
Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ




[2, c. 11], что незаурядные способности Николай обнаружил еще в детстве: он много читал, и очень скоро его интересы вышли за пределы отцовских занятий. Отцу не удалось заставить сына идти по своим стопам. Подростком Николай бежал из родного дома и нашел прибежище у графа Теодориха фон Мандершайда, который занялся образованием подающего надежды подростка. Граф покровительствовал Николаю в течение многих лет, способствуя его карьере. Предполагают, что на первых порах граф отдал способного подростка в школу "братьев общей жизни" в Девентере (Голландия), где впоследствии обучался Эразм Роттердамский. Это была школа мистиков, владевших имуществом сообща, отвергающих богатство, славу, а вместе с ними и все светское, мирское. Наставники этой школы проповедовали аскетизм и благочестие, с помощью которых надеялись приблизиться к Христу. Обучали в Девентере "семи свободным искусствам" и в то же время отвергали знание, считая его недостаточным для постижения бога. Возможно, здесь Николай проникся ненавистью к роскошной, разнузданной жизни высших сановников римской церкви, здесь получил первые уроки аскетизма, отсюда вынес неприязнь к премудростям схоластиков. Вернувшись в Германию, Николай некоторое время изучал философию в Гайдельбергском университете. Шестнадцатилетним юношей, подобно знаменитым соотечественникам Пурбарху и Региомонтану, будущий философ устремился в Италию, известную своими гуманистами по всей Европе. Здесь, в Падуанском университете в школе церковного права Николай завершил свое образование. Именно в Падуе проявилось увлечение Кузанца естественными науками математикой, медициной, астрономией, географией. Одним из его друзей стал Паоло Тосканелли (1377-1446), будущий знаменитый математик, физик, географ, первый наблюдатель-астроном в Европе, которому многим был обязан Кузанец. Тосканелли обратил его внимание на ошибки астрономических альфонсовых таблиц, которые Кузанец пытался исправить. В Падуе Кузанец познакомился и со своим будущим другом, профессором права Джулиано Цезарини (1398 - 1444), который пробудил в ученике любовь к классической литературе и философии. Свои основные философские трактаты "Об ученом незнании" и "О предположениях" Николай посвятил именно Цезарини. В годы учебы Николая в Падуе преподавал лучший эллинист и латинист своего времени Филельфо (1398 - 1481), лекции которого, возможно, слушал Николай. Окончив университет в 1423 году и получив степень доктора канонического права, Николай посетил в следующем году Рим, где познакомился с гуманистом Поджо Браччолини, в то время канцлером Римской сеньории.

1.2 Церковно-политическая деятельность Николая Кузанского

Вернувшись на родину и проиграв здесь судебный процесс, затеянный его покровителем-графом, Кузанец решил посвятить себя богословской деятельности. В течение года будущий кардинал изучал богословие в Кельнском университете, где значительным влиянием пользовались следовавшие неоплатонической традиции средневековья сторонники Альберта Великого [2, с. 53]. Получив звание священника, в 1426 году Кузанец поступил секретарем к папскому легату в Германии кардиналу Орсини. Став через некоторое время священником, а затем деканом церкви св. Флорина в Кобленце, Николай не утратил своего увлечения античностью. По примеру других гуманистов он разыскивал в монастырских библиотеках древние рукописи; ему удалось найти 12 неизвестных в то время комедий Плавта. Близко был знаком Кузанец и с крупными гуманистами того времени Амброджо Траверсари

скачать реферат
1 2 3 4 ...    последняя

Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ

Внимание! Студенческий отдых и мегатусовка после сессии!


Обратная связь.

IsraLux отзывы Израиль отзывы