Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100




Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ

реферат на тему: Культ научно-технического разума и его противники

скачать реферат

МГТУ им. Н. Э. Баумана

Реферат по философии Тема: Культ научно-технического разума и его противники

Студент: Гавриш А.Н. Группа: АК1-61 Преподаватель: Познер А.Р.

-2000-

Культ научно-технического разума и его противники Наш век это эпоха научно-технической революции, невиданного взлета научной мысли. Социально-исторические предпосылки веры человека и человечества в разум и науку в XX веке не менее, а более прочны и широки, чем в предшествующей истории. Рациональное знание, в особенности научное, стало важнейшей составляющей нововведений, кардинальных социально-исторических преобразований, основной формой повышения производительности труда и изменения всех форм человеческого бытия. Сциентизм и антисциентизм Научно-техническая революция, широко развернувшаяся во второй половине XX века, породила не только проблемы и противоречия, но и надежды на то, что с помощью новых научных дисциплин и новой техники будут наконец разрешены трудные проблемы и противоречия человеческой жизни. Такие умонастроения получили в наше время название "сциентистских" (от лат. scienlia наука) и "техницистских". Формы их были различны: существовали разновидности "кибернетического", "генетического", "компьютерного" и т. д. техницизма и сциентизма. В свою очередь, различные виды сциентизма положены в основание концепций индустриального, постиндустриального, информационного общества, которые в 5080-х годах сменяли друг друга на арене идейной борьбы. Культ сугубо современного научно-технического знания и был "новым изданием" культа разума. В известном отношении культ научно-технического разума, "функциональной рациональности" (понятие, введенное в обиход видными социологами и философами XX века Э. Дюркгеймом и М. Вебером) в XX веке был взвинчен выше, чем в эпоху классики. Влияние научно-технического разума на социальное развитие, жизнь людей рисовалось как мощное и прямое. В 5060-х годах на волне высокой экономической конъюнктуры приобрела широкое влияние концепция "общества всеобщего благоденствия", построенного на принципах "рациональной эффективности". Наиболее популярные в те времена западные авторы (У. У. Ростоу, Д. Белл и др.), обещая "общество всеобщего благоденствия", полагались именно на взлет и чуть ли не на чудодейственную силу научно-технического разума, на "разумность", "научность" управления, на рост образовательного уровня больших масс населения и т. д. Техницистские и сциентистские иллюзии сплелись также с технократической утопией, с представлением о грядущей власти (от греч. "кратос" власть) компетентных научно-технических специалистов, экспертов, то есть, собственно, с представлением о той же безраздельной власти научно-технического разума. Сторонники сциентистских и техницистских концепций в 5060-е годы поспешили даже назвать сроки исполнения своих сверх оптимистических "предсказаний": благоденствие, власть технократов "назначались" на 7080-е годы. Иллюзии были развенчаны. 7080-е годы общество встретило невиданными научно-техническими достижениями, повышением производительности труда и уровня жизни в ряде стран, но и обострившимися проблемами и противоречиями, которые привели ныне живущих людей на грань самого, пожалуй, опасного кризиса в его истории. Исчезли ли сегодня техницистско-сциентистские, технократические концепции? Отнюдь нет. Они, правда, заметно видоизменили свою форму. В 5060-х годах сциентизм и техницизм выступали главным образом в виде сугубо оптимистических представлений о настоящем
Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ




и будущем. В последние десятилетия сциентисты и техницисты раскололись на два лагеря. Одни, разочаровавшись в возможностях науки и техники, но не усматривая других равноценных им стимулов и механизмов социального прогресса, выдвигают идеи своего рода умеренного, критического оптимизма или даже сциентистского пессимизма. Другие, подвергая критике слишком благодушный сциентизм прошлого, охотно указывая на социальные противоречия, конфликты, прогнозируя их и в будущем, по-прежнему возлагают основные надежды на новую волну научно-технического прогресса, на преобразующую роль знания, на экономические изменения (хотя с большим вниманием, чем прежние техницисты и сциентисты, относятся к политическим, духовно-нравственным и гуманистическим факторам). Между концепциями индустриального, постиндустриального общества и, например, новейшими концепциями информационного общества существует несомненная преемственность она состоит как раз в верности методам и приемам техницизма, сциентизма. Снова и в "новейших" вариантах утверждается культ разума и науки. Приведем в качестве примера концепцию японского автора Е. Масуды, изложенную в книге с названием, которое четко раскрывает упомянутую преемственность: "Информационное общество как постиндустриальное общество", впервые опубликованную в 1986 году. Было бы принципиально неверно недооценивать практическое влияние подобных концепций именно они служат в качестве своего рода "философии действия" при осуществлении крупномасштабных научно-технических нововведений и связанных с ними социальных преобразований. Е. Масуда был среди тех, кто разработал план-прогноз информационного общества, который, по крайней мере в его научно-технической и организационной части, был не без успеха реализован в Японии и других индустриально развитых странах капитализма. Обычно такого рода учения содержат в себе целые разделы, идеи и выводы которых представляют немалый теоретический и практический интерес. Так, у Е. Масуды (а также у авторов других концепций информационного общества Д. Белла, А. Тофлера в их последних работах, Дж. Нэсбита и др.) исходным является анализ особенностей науки и техники на "информационной" стадии развития общества (интеграция компьютера и средств телекоммуникации), а также выяснение специфики информации как первоосновы новейшей научно-технической деятельности. Преимущества и специфику информации Е. Масуда видит в том, что она не исчезает при потреблении, не передается полностью при обмене (оставаясь в информационной системе и у пользователя), является "неделимой", то есть имеет смысл только при достаточно полном наборе сведений, что качество ее повышается с добавлением новой информации. Действительно, общество, научно-техническая, производственно-практическая, теоретическая деятельность которого основана на оперативно накапливаемой, разумно используемой информации, в принципе получает в свое распоряжение ресурсы огромной значимости, доступные многократному и многостороннему использованию, дальнейшему "возобновлению" в усовершенствованном виде и быстрому созданию новых информационных систем. Информация это, во-первых, знание относительно нового типа, пригодное для дальнейшего использования, а во-вторых, знание, производство, хранение и применение которого действительно становится все более важной для общества деятельностью, порождает соответствующие ему технико-организационные структуры. Возрастающая роль информации и информационных систем исторический факт, лежащий в основании концепций информационного

скачать реферат
1 2

Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ

Внимание! Студенческий отдых и мегатусовка после сессии!


Обратная связь.

IsraLux отзывы Израиль отзывы