Содержание:
1. Введение стр.3
2. Возникновение идеи Учредительного Собрания стр.3-4
3. Статус Учредительного Собрания по соглашению от 02.03.1917 г. стр.4
4. Политические партии и идея Учредительного Собрания стр.5-7
4.1.большевики стр.5-6
4.2.меньшевики стр.6
4.3.эсеры стр.6
4.4. энесы стр.6
4.5. кадеты стр.6-7
5. Положение о выборах в Учредительное Собрание стр. 7-8
6. Итоги выборов в Учредительное Собрание стр.8
7. Большевики и Учредительное Собрание после октября 1917 года стр. 9
8. Первое и единственное заседание Учредительного Собрания стр. 9-11
9. Учредительное Собрание и или несостоявшийся опыт
русской демократии стр.11-12
10. Список используемой литературы стр.13
1.Введение. В феврале 1917 года самодержавие пришло к своему логическому завершению. От него страна унаследовала огромное число проблем: долго длившуюся и непопулярную войну, подорванную экономику, нерешенный национальные и социальные проблемы. Партии и общественные организации росли, как грибы после дождя, каждая из них претендовала на роль выразителя народных интересов. Большевики, меньшевики, эсеры, энесы пропагандировали идеи социализма, первые, как показало время, готовились к их осуществлению. Котел политических страстей кипел, кадетская партия, еще недавно оппозиционная царизму, оказалась практически единственной несоциалистической партией страны и передвинулась на крайний правый фланг. В течение нескольких дней революции Россия стала наиболее свободной страной мира, но при этом не умела пользоваться этим благом. В бурном потоке общественной жизни следовало искать ориентиры, способные вывести обновленный российский государственный корабль из штормящего моря. Одним из них могла стать реализация идеи Учредительного Собрания.
2.Возникновение идеи Учредительного Собрания. Впервые в России о возможности созыва Учредительного Собрания во второй половине XIX в. заговорил теоретик анархизма М. Бакунин, исключительными правами оно наделялось в программах народовольцев. В 1903 г. на II съезде РСДРП идея созыва Учредительного Собрания была внесена в партийную программу-минимум; в следующем году в проект эсеровской программы. После февральской революции лозунг о созыве Учредительного Собрания был одобрен в политических кругах общества. Он содержался в манифестах и декларациях всех политических партий. Образованное 2 марта правительство России назвало себя временным по той лишь причине, что видело свою задачу в том, чтобы довести страну до созыва Учредительного Собрания. Во всяком случае, так оно заявило.
На первый взгляд могло показаться, что обществом овладела единая надпартийная идея, гарантировавшая гражданский мир и решение основных государственных проблем. На практике все оказалось иначе. Каждая из политических партий и общественных организаций в лозунг созыва Учредительного Собрания вкладывала содержание, следовавшее из собственных тактических задач. Их больше всего беспокоили не результаты деятельности Учредительного Собрания, а реальные политические дивиденды, которые можно было извлечь из популярного лозунга.
Управляющий делами Временного правительства В. Набоков впоследствии откровенно вспоминал: "Наивные люди могли теоретически представлять себе это собрание и роль его в таком виде: собралось бы оно, выработало бы основной закон, разрешило вопрос о форме правления, назначило бы правительство и облекло бы его всею полнотой власти для окончания войны, а затем разошлось бы... Это можно себе представить, но кто поверит, что так в самом деле
Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ
могло случиться? Если бы до Учредительного Собрания удержалась какая-нибудь власть, то созыв его был бы несомненно началом анархии". Набокова следует понимать так, что, вопреки своим обещаниям Временное правительство, ощутив вкус власти, не спешило расстаться с ней, опасаясь, что после проведения Конституанты власть может оказаться в других руках. Конечно, перед правительством возникли определенные технические трудности (нерешенность вопроса о системе выборов, отсутствие необходимого для их проведения аппарата), но, несомненно, они были бы преодолены, если бы не ряд политических проблем. В политической жизни страны между февралем и Октябрем доминировали две тенденции. Одна - развитие конфронтации в обществе, инициированная большевиками. С возвращением в Россию Ленина партия провозгласила курс на подготовку социалистической революции, установление диктатуры пролетариата. Вторая тенденция, о которой мы знаем гораздо меньше, заключалась в создании устойчивой коалиции умеренных политических сил, на которые смогло бы опереться Временное правительство. Такая коалиция, как справедливо считает Г.Иоффе, "могла не дать возможности вылиться в "пугачевские" формы, в гражданскую войну острейшим классовым антагонизмам, с огромной силой вырвавшимся наружу после падения царизма". Борьба этих противоречивых тенденций и определила динамику политических событий 1917 г.
Уже в конце июня, воспользовавшись стихийно возникшим недовольством рабочих Петрограда, большевики попытались ликвидировать власть Временного правительства, но оступились. Через месяц с небольшим такую же попытку предприняли крайние правые силы, но и мятеж Корнилова потерпел неудачу.
Вместе с тем и коалиционные силы (кадеты, эсеры, энесы и меньшевики) во главе с Временным правительством не смогли извлечь из достигнутых побед дополнительный политический капитал. Скорее наоборот, по пути от Февраля к Октябрю они его катастрофически быстро теряли. Их союз оказался шатким, один правительственный кризис сменялся другим, третьим, правительство либералов и демократов оказалось неспособным к проведению результативной и целостной политики, его действия под давлением и справа, и слева напоминали топтание на месте, нерешительные метания из стороны в сторону. Прямое подтверждение высказанным мыслям находим в воспоминаниях В.Набокова: "Если бы Временное Правительство чувствовало подлинную, реальную силу, оно могло сразу объявить, что созыв Учредительного Собрания произойдет по окончании войны, и это, конечно, по существу было бы единственно правильным решением вопроса, после того как отказ Михаила Александровича сделал необходимой постановку вопроса о форме правления. Но Временное Правительство не чувствовало реальной силы.
3.Статус Учредительного Собрания по соглашению от 02.03.1917 года. В ночь на 2 марта в соглашении исполкома Петроградского Совета и членов Временного комитета Государственной Думы вырабатывается. юридический статус УС, включавший три принципа: всеобщие свободные выборы /"общенародная воля"/, решение главных вопросов государственной жизни, включая определение формы правления, есть исключительная прерогатива УС /"непредрешение"/, только само Собрание определит круг и границы своих задач /"хозяин земли Русской"/. Отсюда и пределы деятельности Временного правительства: оно не имеет права устанавливать какую-либо постоянную форму правления, создает условия для созыва УС. Исходя из этой политической ситуации Временное правительство сформулировало в марте следующие принципы отношения
скачать реферат1234...последняя
Рефераты и/или содержимое рефератов предназначено исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении рефератов и/или содержимого рефератов принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием рефератов и/или содержимого рефератов.