Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100




Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ

реферат на тему: Лексическая неполнота высказываний

скачать реферат

представляют собой реплики, выраженные зависимыми словами или словосочетаниями. Содержание передается благодаря цельности всего диалога. По целевой направленности неполные реплики диалога можно разделить на три группы: реплики ответные, вопросительные и продолжающие. 1. Ответные реплики содержат ответ на вопрос, заключенный в начальном предложении или в предыдущей реплике; например: Откуда вы убежали? вежливо спросил Сережа Митьку. От сапожника. Вы у него на квартире? В обучении, пояснил Сенька (Сер.). Ответные реплики являются наиболее продуктивными среди неполных предложений диалога. Значение и способ выражения ответной реплики зависят от формы вопроса. 3. Продолжающие реплики сообщают что-либо добавочное к высказанному в начальном предложении; например: Кто-то едет. Должно быть, со станции. В деревню (Сер.). Продолжающие реплики имеют характер присоединительных конструкций, заключающих в себе добавочное сообщение. Форма продолжающих реплик определяется строением начального предложения, так что вся цепь реплик может быть обращена в одно грамматически оформленное предложение; Итак, реплики диалога всегда образуют сложное единство, они связаны не только по смыслу, но и грамматически, поэтому лексическая неполнота высказываний в них является оправданной.. В составе диалога реплики являются полноценными единицами сообщения, их грамматическая неполнота не препятствует выражению определенного содержания. Ситуативные р е п л и к и один из продуктивных видов грамматически неполных предложений, характерный для разговорной речи. Они употребляются в качестве полноценных единиц общения только в определенной ситуации. Сама обстановка речи подсказывает собеседникам понятия и представления, необходимые для понимания высказывания, но словесно в составе данной ситуативной реплики не выраженные (Идет о поезде, трамвае; Воды!; Назад! ) При передаче ситуативной реплики в письменной речи непременно описывается ситуация, и в этом описании может быть то слово, которое отсутствует в самой ситуативной реплике, но необходимо для ее грамматической полноты. Реплики побудительного значения обычно состоят из одного слова или словосочетания. Между тем этот единственный член достаточно полно и ясно, без вспомогательных средств выражает в данных условиях определенное содержание. Формы ситуативных предложений данной группы зависят от того, какое содержание требуется выразить, Если в предложении заключено требование подать, доставить какой-либо предмет, то употребляется имя существительное в винительном или родительном падеже; ' например: До, воды, воды! судорожно повторял л, И чистый рушник. Или тряпки (Пауст.); Как уже говорилось выше, все неполные предло-I жения соотносительны с полными как их варианты. Вопрос заключается в целесообразности употребления того или другого варианта. В некоторых ситуациях употребление полных вариантов даже нежелательно. Это особенно характерно для диалога, в котором сцепление неполных реплик создает и лаконизм, и достаточную смысловую емкость. Необходимо подчеркнуть, что сама по себе односоставность предложения, наличие в нем одного главного члена не означает ни грамматической, ни лексической неполноты; это особенность структуры предложения. Одноставные предложения обладают грамматической полнотой так же, как и двусоставные.

2.2. Лексическая неполнота высказываний в эллиптических предложениях. До последнего времени к неполным причислялись предложения Я домой; Дети в лес'. Вот я тебе веником/; Я тебе о деле, а
Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ




ты мне о глупостях и т. д. По формальному критерию наличие зависимой формы, непосредственно не подчиненной ни одному из имеющихся в предложении слов, в них усматривали пропуск глагола-сказуемого. Следуя сформулированному нами определению неполного предложения, нельзя согласиться с такой трактовкой данных предложений. Во-первых, для них характерна смысловая полнота и определенность независимо от контекста. Во-вторых, входящие "в них члены предложения грамматически не связаны с какими-либо словами в контексте. Наконец, указанные конструкции не могут быть непосредственно сопоставлены с определенными глагольными предложениями в качестве полного и неполного вариантов конкретного предложения. Так, Я домой несопоставимо непосредственно с Я иду домой, ибо в такой же степени возможно сопоставление с Я еду домой; Я направляюсь домой и т. п. Предложения рассматриваемого типа занимают особое место в типологии простого предложения. Предложения Я домой и т. п. будем называть эллиптическими. В лингвистической литературе термин "эллиптические предложения" употребляется в различных значениях: он используется вместо термина "неполные предложения"; обозначает разновидность неполных предложений; наконец, слу- жит названием типа предложений, примыкающего к неполным, сходного с ними. В данной книге используется более узкое, специальное значение терминов "эллипсис" и "эллиптические предложения". Эллипсис это сокращение глагольного словосочетания в предложении, устранение глагольного компонента (без возмещения его в контексте). Обычно сокращаются группы словосочетаний, имеющих общие семантические и формальные признаки. Так, в 'предложении Я в школу сокращен глагол движения; местоимение я непосредственно соотнесено с зависимой формой существительного, обозначающей направление, цель, конечный пункт движения; форма в школу является элементом двух синтаксических рядов: 1) в школу идти, направиться, побежать, помчаться (и другие глаголы движения); 2) идти (или другие глаголы движения) в школу, в лес, в театр, в институт и т. д. Употребленная и вне этих синтаксических рядов форма в школу сохраняет "намек" на движение, перемещение. Однако сама по себе она не обозначает движения. Оно передается только всей синтаксической конструкцией, важнейшими элементами которой являются: а) имя существительное (или субстантивированное слово) в именительном падеже, обозначающее субъект действия; б) наречие или именная форма в косвенном падеже, выражающая направление движения, его цель; интонация сообщения, объединяющая два первых элемента, придает предложению завершенность. Эллипсис характерен для сравнительно небольшого числа широко употребительных групп словосочетаний, в которых единообразны формы подчиненных слов, а господствующее слово принадлежит определенной семантической группе глаголов (например, глаголы движения и пр.). Таким образом, эллиптические предложения неоднородны не только по значению и продуктивности, но и по степени стандартизованности. Одни представлены продуктивными моделями ' (Мы в шко-. лу и пр.), другие индивидуальны и близки к фразеологизмам (Я дверь на замок). В эллиптических предложениях синтаксическое членение затруднено сокращением глагольного компонента. Независимый член имеет форму подлежащего, но не обладает соотносительностью со сказуемым, не имеет значения "предикативно- определяемого" Зависимые опорные члены конструкции лишь частично выполняют функцию сказуемого (содержат общее указание на факт действия), но сохраняют полностью' свое

скачать реферат
1 2 3

Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ

Внимание! Студенческий отдых и мегатусовка после сессии!


Обратная связь.

IsraLux отзывы Израиль отзывы