Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100




Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ

реферат на тему: Глаголы движения в русском языке

скачать реферат

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА

НЕОДНОНАПРАВЛЕННЫЕ ГЛАГОЛЫ ДВИЖЕНИЯ И ИХ ПРОИЗВОДНЫЕ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Дипломная работа студентки 153группы Еженовой Алмы Есенгельдыевны

Научный руководитель: д.ф.н., профессор Вараксин Л.А. Тюмень 2000

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА

НЕОДНОНАПРАВЛЕННЫЕ ГЛАГОЛЫ ДВИЖЕНИЯ И ИХ ПРОИЗВОДНЫЕ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Автор _______________________________________________Еженова А.Е Науч. руководитель ___________________________________Вараксин Л.А Рецензент _________________________________________Филиппова Л.С. Зав. кафедрой_______________________________________ Вараксин Л.А Декан _______________________________________________Летаева Л.А.

Тюмень 2000

СОДЕРЖАНИЕ Введение §1 Предмет, объект исследования. Актуальность темы дипломной работы §2 Цель и задачи исследования §3 Источники исследования §4 История изучения вопроса в лингвистической литературе §5 Научная новизна, практическая значимость исследования § 6 Апробация исследования § 7 Методы исследования § 8 Структура дипломного сочинения Глава 1 Основные единицы словообразовательной системы русского языка § 1 Производное слово как основная единица словообразовательной системы языка § 2 Понятие словообразовательном типе § 3 Вопрос о словообразовательном значении § 4 Понятие о словообразовательной цепочке § 5 Словообразовательная парадигма и словообразовательный потенциал слова § 6 Словообразовательное гнездо как комплексная единица языка Глава2 Словообразовательный потенциал глаголов неоднонаправленного движения § 1 Мотивационные возможности неоднонаправленных глаголов движения §2 Глагольный блок производных от неоднонаправленных глаголов движения 2.1. Префиксальное образование, особенности его проявления в пределах категории глагола 2.2. Категория вида и неоднонаправленные глаголы движения 2.3. Разграничение омонимичных производных, мотивированных глаголами движения 2.4. Вопрос о разграничении мутации и модификации во внутриглагольном образовании 2.5. Вопрос о способах глагольного действия в лингвистической литературе 2.6. Модификаты неоднонапрвленных глаголов движения, образующие специально-результативные способы глагольного действия 2.7. Производные от неоднонаправленных глаголов движения, принадлежащие к временным способам действия 2.8. Количественные способы действия, образованные модификатами неоднонаправленных глаголов движения §3 Субстантивный блок образований, мотивированных неоднонаправленными глаголами движения 3.1. Синтаксические дериваты, мотивированные неоднонаправленными глаголами движения и их производными 3.2.Лексические дериваты неоднонаправленных глаголов движения со значением лица ( предмета или орудия ) действия 3.3.Сложные существительные с опорными компонентами неоднонаправленными глаголами движения § 4 Адъективный блок производных, мотивированных неоднонаправленными глаголами движения 4.1.Суффиксальные производные 4.2.Сложные прилагательные, мотивированные неоднонаправленными глаголами движения § 5 Наречные производные, мотивированные неоднонаправленными глаголами движения § 6 Деривационный потенциал глаголов неоднонаправленного движения и характеристика тенденций в их развитии Заключение Литература Словари Приложение 1

ВВЕДЕНИЕ

1 Предмет, объект исследования. Актуальность
Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ




темы дипломной работы

В русском языке есть небольшая группа глаголов : обозначающих различные способы перемещения в пространстве. Это глаголы движения. По определению Н.С.Авиловой, они являются архаическим и структурно семантическим типом русского глагола [Авилова ,1976:107]. В данную группу лексем включаются глаголы однонаправленного движения (бежать, брести, везти, вести и т.д.) и неоднонаправленного движения (бегать, бродить, возить, водить и т.п.) . Те и другие , являясь глаголами несовершенного вида, противопоставлены по значению однонаправленности - неоднонаправленности. Эта своеобразная « парность «, семантическая и морфологическая взаимосоотнесенность обоих членов противопоставления ( бежать - бегать, нести - носить ) является наиболее характерной приметой глаголов движения. Традиционно выделяются четырнадцать пар глаголов движения [См. Приложение 1.: ]. Но некоторые исследователи ( Н. С. Авилова, Г. А. Багдасарова, Ю. М. Гордеев, В. Л. Ибрагимова, Л. А. Телегин и др. ) расширяют круг данных глаголов, включая сюда « глаголы, означающие перемещение, но не входящие в … группу соотносительных парных глаголов движения типа идти - ходить (например, гулять, блуждать, рысить, семенить и др. )» [Авилова , 1976:107]. В нашем исследовании под глаголами движения понимается группа глаголов, которые не только семантически, но и морфологически связаны. Объектом данной работы являются неоднонаправленные глаголы движения, в семантике которых нет каких - либо указаний на однонаправленность действия. В зависимости от контекста глаголы серии ходить могут обозначать движение направленное ( Он ходит в школу через парк ), а могут указывать на разнонаправленность действия ( Он ходит по лесу ). Условно это движение можно изобразить следующим образом : 1). ( движение в одну сторону и обратно ); 2). ( движение в разных направлениях); 3). ( движение по кругу ); но невозможно движение глаголов типа ходить изобразить, как движения в одну сторону . В связи с вышеизложенным мы называем глаголы типа ходить неоднонаправленными. Глаголы неоднонаправленного движения являются производными от однонаправленных, они характеризуются большей формальной сложностью основ и меньшей функциональной активностью [См.: Попова, 1996:14]. Но мы искусственно разграничиваем глаголы движения и считаем неоднонаправленные глаголы непроизводными. Это позволяет нам сделать стилистическая немаркированность последних, их высокий деривационный потенциал, а также принципиальное отличие производных от однонаправленных и неоднонаправленных глаголов движения. Как отмечает Т. В. Попова, словообразовательный потенциал непроизводных глаголов примерно в полтора-три раза превышает деривационные возможности существительных и прилагательных[Там же: 5]. Глаголы движения, в свою очередь, находясь у истоков словообразования , мотивируют множество таких словообразовательных типов, по модели которых уже образовались и до сих пор образуются другие, в том числе новые слова. Например, « присеменить « в значении « прийти «, « ухромать « в значении « уйти « и др. Необходимо выявить все производные от глаголов движения, все словообразовательные типы. Это поможет выявить образцы для появления новых слов. Предметом исследования являются производные от неоднонаправленных глаголов движения. Само обращение к группе глаголов движения является актуальным и онтологически значимым : с движением непосредственным образом связано всеобщее развитие и сама жизнь. Исследование глаголов движения и

скачать реферат
1 2 3 4 ...    последняя

Не нашли нужную работу? Закажи реферат, курсовую, диплом на заказ

Внимание! Студенческий отдых и мегатусовка после сессии!


Обратная связь.

IsraLux отзывы Израиль отзывы